Небольшое исследование.
Когда задается вопрос – что такое сатанизм, как правило, следует целый ряд философских размышлений с выделением характерных черт присущих его представителям. Причем совокупность этих самых черт довольно широка и отношение к ним далеко не однозначно. Возникает разногласие, мировоззрение ветвится, и каждый понимает сатанизм по своему. Такое положение дел в общем то характерно для религиозных и не религиозных мировоззрений. Достаточно вспомнить, к примеру, сколько направлений существует в одном только христианстве, несмотря на то, что основные положения едины и достаточно четко определены.
Для более четкого понимания сути явления возникла идея как-то структурировать характерные черты с выделением их направленности и на базе этого дать довольно компактное определение сатанизму, в то же время довольно близко характеризующее данное мировоззрение. Сразу скажу, что изложенная ниже структура, скорее всего не является полной, поскольку не владею всей широтой и глубиной знаний о сатанизме. А потому интересно было бы услышать критику и дополнения. В основном выводы базируются на трудах Варракса, которые мне лично близки и понятны. Полагаю, что в его работах довольно подробно исследованы основы архетипа и выделены основные характерные черты. Именно они и легли в основу структуры.
Итак, основные черты архетипа были разбросаны на несколько групп.
«Опора, ценностная база» - это конечно индивидуализм и все вытекающее. А вытекающее как раз то, что в конечном итоге приходится рассчитывать только на себя, стремление к свободе, гордость.
«Вектор, цель» - здесь однозначная и ярко выраженная направленность на творческое развитие, изменение реальности. Направленность на развитие, пожалуй, присуще всем направлениям сатанизма. Еще часто звучит создание царства хаоса или ада на земле. Если под хаосом понимать естественный природный порядок, законы жизни (остановлюсь именно на таком понимании), то мне лично видится некоторое противоречие между этим самым устройством и творческим развитием. Естественный порядок в природе устанавливается стихийными законами, действия разума идут зачастую вопреки, они надприродны. Поэтому остановилась предварительно только на творчестве и развитии.
«Инструменты, информационная база» - главным инструментов, необходимым для изменения реальности является разум. С ним близко связаны такие характеристики как интеллект и чувство юмора (научно установлено, что чувство юмора является показателем высокого интеллекта). В отличии от материализма сатанизм опирается не только на базу научных знаний, но и на магию и оккультизм. Не секрет, что магия предшественница науки. Маг это почти ученый, он владеет технологией, он знает как, но в отличии от ученого его знания не имеют четкой теоретической базы, он не знает почему. Это прежде всего практические знания основанные на интуитивном исследовании на ощупь, без четкого понимания законов лежащих в основе, стойкости наблюдаемых закономерностей. То есть в рамках сатанизма используются все возможные способы управления действительностью.
«Помехи» - сюда относится все, что может препятствовать достижению поставленных целей. А это конечно то, что я объединила понятием эволюционное развитие или бессознательное. «Индивидуальные инстинкты» «социальные инстинкты», это наши подсознательные установки того что надо делать и как, инструмент регулирования поведения в рамках инстинктов - эмоции. Эти установки превращают нас в животных, заставляют ходить по привычным тропинкам, соблюдать традиции (твои предки ходили этой дорогой и выжили, и ты иди и не сворачивай). Это некоторая гарантия безопасности, но это рамки (клетка), они ограничивают развитие и движение вперед. Отрыв от этих установок означает отрыв от человеческого в сторону разумного подхода. «Мораль» выполняет те же функции, что индивидуальные и социальные инстинкты и находится в рамках эволюционного развития, но является внешней по отношению к индивидууму. Отрыв от этих установок означает отказ от морали в сторону разумного подхода. В двух словах, если мы выбираем разум, от правил придется отказаться как внешних, так и внутренних (подсознательных). Вернее даже не отказаться, но понизить их приоритет, теперь над ними разумный контроль, а этим установкам лишь позволено либо не позволено быть в зависимости от ситуации.
В общем и целом даже в рамках представленной схемы вижу два варианта в реализации мировоззрения сатанизма:
1) С уклоном на рационализм и научное знание.
2) С уклоном на иррациональное (интуитивное) познание и магию.
Ну и возможно варианты в которых реализовано стремление найти какой-то баланс между этими двумя вариантами.
Хотелось бы еще отметить, что иррациональное, интуитивное познание очень близко и тесно переплетается с внутренней эмоциональной сферой человека. А потому оно будет цеплять субъективизм, на него несомненно будут оказывать влияние инстинкты. То есть данный путь будет включать «помехи». Тем не менее, в некотором роде позволяет забежать вперед, в ту сферу для которой еще не существует научной базы знаний.
Итак, само определение. Сейчас я не буду затрагивать вопрос о том, является ли сатанизм религиозным или не религиозным мировоззрением, назову просто мировоззрением. В него я постаралась включить все четыре базовых блока и звучать оно будет как-то так…
Сатанизм - это мировоззрение, в основе которого лежит индивидуализм и ставка на свои силы, направленное на коренное преобразование (полный слом старого) природы человека и всего социума, отказ от эволюционного развития (бессознательного, на основе инстинктов, жестких законов, естественного отбора) и переход к разумному творческому развитию на основе непрерывного познания мира, с использованием базы научных и околонаучных (оккультных) знаний.
Еще раз отмечу, интересно было бы услышать мнение тех, кто считает себя сторонниками сатанизма, на сколько им было бы близко такое определение.