Интервью культурному агентству "Арт-Вертеп" (2007)
-
— Приветствую, Евгений. Считаю, чтобы понять чье-то творчество, надо начинать с самого человека. Поэтому я хотел бы начать с вопросов о твоем мировоззрении. Как давно ты пришел к Родноверию, что тебя к тому побудило? Поддерживаешь ли связи с современными Родноверческими общинами?
-Я бы назвал Родноверие скорее путем Прави - тогда вопрос звучал бы не на манер "когда ты приобщился к родноверческому движению", а "когда ты начал понимать мудрость предков и встал на путь совести и здравого смысла". Так, мне кажется, будет понятнее постороннему читателю. Для меня вера предков - лишь одна из многих составляющих того опыта, который они собирали и берегли для потомков. Просто чем большее я живу, наблюдаю и думаю, тем яснее вижу - современный мир повернул не в ту сторону. Люди перестали быть народами, родами, семьями, поэтому живут не так, как хорошо всем, а как хорошо каждому в отдельности. А если люди думают только о себе, ними очень легко манипулировать. Поэтому все, что происходит, происходит в пользу ограниченной группы манипуляторов и в ущерб человечеству вообще. А как жить на пользу всем, в том числе и природе, - все это было известно и проверено нашими предками. Куда не брось - народная традиция давно имеет ответы на те вопросы, которые только ставят современные науки. А поясняется это просто - основа науки - эксперимент. А такой экспериментальной базы - жизненного опыта и наблюдений, которую имеет народная традиция, никакой науке не догнать. Поэтому я не верю по-сказочному в мудрость предков, я вижу ее эффективность и стараюсь использовать в жизни своей и своей семьи. А относительно родноверческих общин - у меня есть знакомые и друзья единомышленники. И мне все равно, к каким общинам они принадлежат, не принадлежат или возглавляют - главное, что эти люди что-то реально делают - журналы, сайты, концерты, музыку и т.п.. Людей я оцениваю по делам, а не по словам или членству где-то. И не имею желания становиться членом или возглавлять - лучше буду молча работать, чтобы хоть что-то изменить к лучшему в этом мире для своих детей.
-Ты говорил, что стараешься стать волхвом для своей семьи. Поделись опытом, удается ли внедрять традиции в семье? Легко это? У тебя был (или есть) духовный наставник?
-Есть у меня недостаток - что в голове, то и на языке. Спрашивается - кто меня просил декларировать свои планы в интервью? Делал бы себе дело молча. Итак сейчас придется держать честный ответ за сказанное. Я действительно намереваюсь приобрести как можно больше знаний и умений, полезных для себя и семьи. Но намерение и его осуществление иногда бывают далеки по времени. Оказалось, что стать волхвом в период жизненного становления невозможно. Теперь я понимаю, почему детей нянчили деды и бабы. Родители сами еще учатся, делают ошибки в воспитании детей, нервничают, ищут себя и приобретают блага для семьи - а в это время деды-бабы передают детям свою мудрость. Кажется, полноценным волхвом я смогу стать лишь на пенсии - тогда и темп жизни замедлится, и времени больше станет. Но для всего нужен опыт, который я зарабатываю сейчас. Наставника у меня не может быть - у меня полностью отсутствует китайское свойство признавать авторитет сенсея. Я уважаю человека до тех пор, пока его дела этого заслуживают. А житье-бытье вокруг само учит меня уму-разуму каждый день.
-Исследовал ли ты свою родословную? Из какого ты рода? Деды твои были казаками, чумаками, может, были мореплавателями, предпринимателями?
-Корни мои обрублены советской властью, как и у большинства из нас. Далее прапрадеда никого найти уже нельзя. Поэтому я себя считаю сиротой - человеком без своего рода-племени. Я думаю, пращуры простят мне, что я не знаю их имен и деяний, если только я буду укреплять их правду вокруг себя. На том свете познакомимся. Итак если у меня нет корней, придется самому стать первым корешком. Знаю точно - мой прадед по отцу был донским казаком. Был белогвардейцем, отца-пионера ругал "краснопузой сволочью", но крестил его серебряной саблей, так что отца никакая дьявольщина не берет.
-Во что ты веришь?
-Я не верю, я ведаю либо нет. Я уверен в сверхчеловеческой мудрости Рода и считаю - если мне что-то кажется неправильным или бессмысленным - все равно оно для чего-то нужно. Хотя бы для борьбы. Относительно веры - это для слабых людей, которым хочется найти эмоциональное укрытие, закрыть глаза и уши и не видеть реальности. Я же стараюсь приобретать реальные знания, то есть то, что работает, что можно использовать. И более всего таких знаний - именно в народной традиции. А отсутствие веры - это не отсутствие чувств. Мудрость в том, чтобы слушать свое сердце. В нем и живут все боги, и мы живем в них.
-Ты живешь и работаешь в Херсоне. Расскажи немного о своем городе. До сих пор из Херсона было слышно о двух-трех группах, более или менее известных слушателям. Как там с музыкой?
-Херсон - город молодой, созданный по приказу императрицы Екатерины. Никакой древности здесь нет. А вот в степях и плавнях - многочисленные остатки разных культур, которые здесь воевали, торговали и жили. Я держал в руках славянский меч, который вытащили из ила на Днепровском дне. Он был ржавый, без рукояти, но до сих пор гибкий, острый и чудесно сбалансированный. О группах ничего не знаю - не тусуюсь, нет времени. Считаю, если группа стоит внимания, она его получит.
-Куда бы повел гостей своего города?
-Подальше от города.
-Имеешь какие-то особые энергетические места в Херсоне, которые бы ты часто посещал, что вдохновляют, подкармливают родноверческого человека?
-Есть у меня одно место, которое дает мне силу и которое всюду со мной. Это небо. Глянешь на него - и сразу ощущаешь, что чего стоит.
-Херсон - большой Днепровский город, а эта река не может не вдохновлять! А в твоем дебютном альбоме нет ни одной песни о воде.
-Неправда. В "Брате Вітре" человек обращается к речке, чтобы она донесла прах его сожженного тела в подземный мир. Дана-вода - одна из наибольших сил на Земле, самая живая и разумная. Мне жаль, что люди так пакостят нашу ДАНА-ПР. Себе же хуже делают и главное - детям своим.
-Фольклор приобретает сегодня популярность. И в автентичном исполнении, и в современных обработках. Но здесь важно не скатиться к уровню "шароварного" искусства. Тем паче, если избрал металл, как форму подачи. Ощущаешь ли ты ответственность за свое творчество?
-Я ощущаю ответственность за каждое свое слово и дело. Перед Родом. То есть и перед Богом, и перед пращурами и потомками. На "шароварщину" скатиться не боюсь - она возникает, если музыка - это средство для чего-то.
-Теперь ты обязан давать качественный по содержанию материал. Люди должны брать от твоей музыки силу, уверенность в своем мировоззрении, а не слышать обычные жалобные плачи о богах, которые ушли, и призывы к насилию. Последнее, к сожалению, преобладает в творчества металлических групп-начинающих. А на чем ты делаешь главный акцент в своем творчестве?
-На правде и искренности. Я пою о том, о чем, на мой личный взгляд, следует петь и таким образом, чтобы это не было дешевым театром, чтобы это зацепило так, как эта тема цепляет меня. И пишу музыку, которая не убьет время слушателя, а оставит хоть какое-то доброе слово в памяти. Мне стыдно было бы писать такое, за что потом надо мною будут смеяться дети, когда вырастут и поумнеют. Мне простят технические ошибки, но не простят вранья - для денег или для самолюбовання. По богам же плакать не надо - они никуда не делись. А вот по нам, что перестали их слышать и утратили их защиту, поплакать надо. По миллионам пропащих душ. Относительно призывов к насилию со сцены. Кто бывал в неформальном мужском коллективе, знает - если человек пугает насилием вслух, его можно не бояться. Если пугает языком - значит сам боится. И рассказывает о себе именно то, чего не хватает. Кто может ударить, делает это молча, спокойно, быстро и эффективно. Дети, которые призывают к насилию со сцены, чаще всего подростки хрупкого телосложения и без статуса в жизни, поэтому они стараются быть страшными и злыми, стараются выглядеть так, лишь бы к ним относились серьезнее, чем в будничной жизни, они стремятся приобрести то, чего им не хватает. Часто сцена - единственное место, где они могут ощутить себя такими, какими хотят видеть себя в мечтах. Для меня сценический костюм язычника или блекера - то же, что костюм Бетмена на елке в детском садике. Сам был такой. Правда, иногда эти дети поют о хороших вещах - патриотизме, Родине, предках. Но потом идут и покупают сигареты, водку, пиво или "план", тем самым финансово поддерживая тех, против кого якобы борются. Все это - театр для самых себя. Кто-то перерастает, кто-то нет.
-Ты задумывался над более широким использованием в своих песнях иной, нежели языческая, тематики? То есть, украинские народные песни, казацкие баллады, стихи известных авторов (популярнейших Т. Шевченко, И. Франко, О. Олеся, В. Стуса, Л. Украинки, Л. Костенко и т.п.)? У нас вообще нет чумацких песен, а Херсонщина - это же чумацкий край?
-Нет, я не задумываюсь над тематикой песен, концепцией альбома и т.п.. Я ничего не разрабатываю, оно само из меня выходит. Иногда сам удивляюсь. (Это я не про енурез). Ращум я подключаю только на этапе технического доведения до ума. Если меня зацепит какой-либо стих и потащит за собою песню - значит так тому и быть. Все равно, кто автор.
-Стремишься ли ты к произведениям большой формы: симфониям, рок-операм? Написать альбом, песни которого были бы связаны одной сюжетной линией, - это уже опера. Пригласить музыкантов и вокалистов. Это было бы событие!
-Я уже это воображаю - делаю себе пальцы веером и важно так провозглашаю - "я пишу оперу". Мне кажется, писать оперу - эта уже какая-то претензия на величие. В народе опер не писали. Там песня в один голос брала за сердце сильнее чем сто специально созданных рок-опер. Так как шла от сердца, так как в ней была Правда.
-Планируешь ли привлечь в свой проект еще кого-то? Какие это должны быть люди? Может, есть в мыслях какие-то общие проекты?
-Общий проект - это сейчас не для меня. Время и работа не позволяют мучить посторонних людей. Что они, ночью ко мне будут приходить, когда я за компом музыку делаю, пока дети спят?
-После релиза первого альбома ощущаешь ли рост любопытства к своему творчеству? Обратная связь есть? И встречал ли откровенных противников своего творчества?
-Немного положительных отзывов есть и я признателен каждому за поддержку. Мешает задрать нос простой факт - любое, самое глупейшее творчество, найдет своих приверженцев. Вижу это повсюду. А вот заслужить комплимент от людей, которым НЕ НРАВИТСЯ фольк или металл - это, я считаю, настоящая заслуга. И вот таких отзывов я заработал довольно много. И этим горжусь.
-Уже планируешь или только мечтаешь о выступлении на каком-то из фестивалей?
-Я думаю, если начнутся живые выступления, они начнутся с Севастопольского фестиваля "Сварогово коло".
-Какая твоя любимая песня? Возможно из своего репертуара, или из репертуара твоей жены Елены?
-Свою любимую песню я еще не написал. Если бы ее написал кто-то другой, я бы прекратил заниматься музыкой. Супруге нравятся народные песни, Стинг, "Коло", "Estatic Fear", песня "Vollmond" из репетуара "In Extremo". А я впадаю в транс от автентичных песен в автентичном исполнении. Они настолько выше всяких фольк-металлов, более сложные и глубокие, что дабы использовать их в современной музыке, приходится все упрощать и примитизировать.
-И, наконец, кто из богов является твоим покровителем?
-Чур и Род - они оберегают мой род на всем пути из минувшего в будущее. Если я буду достойным сыном рода - они будут давать силу и будут беречь и меня также. Если нет - они меня покинут. Это не те выдуманные божества, которые любят тебя безоговорочно такого, как ты есть.
-Что ж. Искренне благодарим за интервью!
-Благодарю за интерес к моим мыслям.
-Чур Вас от злого и дурного!
-Держитесь Прави!
Игорь Чумаченко, специально для «Арт-Вертепа»
официальный сайт http://www.chur.ho.com.ua/