Одним из важнейших обрядов Индии - обряд кремации на священном костре. Священный костер тщательно раскладывается. Его разжигают на пирамиде разной высоты уложенных в несколько рядов дров.
Если сжигают тело состоятельного человека, то в дрова непременно добавляют несколько поленьев ароматного сандала. Умершего обмывают , одевают в новую одежду (или обертывают материей) и привязывают к носилкам. Похоронная процессия направляется на место сожжения («шмашан»), которое, как правило, расположено у воды. Часто тело вместе с носилками окунают в воду - совершают последнее ритуальное омовение. Затем покойного отвязывают от носилок, снимают одежду или материю (ее отдают служителям шмашана), укладывают на погребальный костер головой к югу, после чего тело обкладывают толстыми дровами, щепками и соломой. Раздают заранее приготовленную ритуальную еду (чаще всего это рис): часть - служителям шмашана, часть скатывают в шарики и бросают духам, а часть символически подносят усопшему. Жрец пением ведических мантр старается умилостивить бога смерти и отогнать злых духов. Главный плакальщик, в роли которого выступает старший сын (или самый близкий родственник покойного по мужской линии), берет в руки зажженный факел (чаще всего палку с пучком горящей соломы на конце), читая молитву, обходит костер по часовой стрелке 3-7 раз и поджигает у головы покойника. Первым покидает шмашан самый младший по возрасту, а затем по старшинству все остальные. На третий день после кремации близкие родственники выбирают из кострища кости и пепел и с соответствующими церемониями опускают их в реку. После смерти члена семьи родственники покойного оказываются на некоторое время в состоянии осквернения и должны совершить очистительный обряд. Сыновья и другие близкие родственники по мужской линии могут сбривать с головы волосы. Идеальным местом смерти для индусов считаются берега священной реки Ганг.
Сожжение одновременно с мужем называется саха-марана (совместная смерть). Одиночное сожжение называется ану-марана. Если в день, когда назначена кремация мужа, у вдовы месячные, то ее сати откладывается. Обычай самосожжения вдов на погребальном костре мужа существовал в прошлом у высших индийских каст. В его основе лежит индуистская легенда о жене бога Шивы Сати, которая бросилась в священный огонь, не стерпев оскорблений со стороны других богов в адрес супруга.
У костра вдова снимает все украшения и раздает их близким. А те угощают ее засахаренными фруктами и передают устные сообщения для усопших родственников. Женщину трижды обводят вокруг умершего, поддерживая ее под руки. В последний момент силы часто оставляют вдову, и она беспомощно повисает на руках сопровождающих. Жрец быстро произносит траурные мантры и окропляет ее водой из Ганга. Вдове помогают подняться на костер. Она садится с левой стороны от мужа и кладет его голову себе на колени. Свое место в ряду поминальных церемоний занимает простой, но важный обряд приношения в жертву предкам воды, состоящий в том, что водой брызгают в огонь или в сторону восходящего солнца. Поминальные паломничества совершаются родственниками в определенные места, в которых жертвоприношения предкам приобретают особую силу. В Тибете лама, руководящий церемонией, перед выносом тела обращается к покойнику, напоминая, что он не должен появляться в этом месте и беспокоить родственников. У индийского племени хопи родственник умершего остается один после похорон у лесной могилы и символически закрывает путь назад в деревню, рисуя на дороге углем поперечные линии. В другом племени на месте кремации разбивают горшок, и все присутствующие бегут не оглядываясь назад, в деревню. Живые идут одним путем, мертвые - другим. Такой ритуал помогает, и этому племени никогда не докучают привидения. В той же Индии существует необычный обряд похорон в общине евнухов (предполагают, что община эта насчитывает от 50 до 100 тысяч человек). Захоронения своих покойников евнухи производят только ночью. Остальные особенности ритуала не менее оригинальны. Покойника к месту кремации доставляют в вертикальном положении. Следующий этап - оплевывание (в буквальном смысле слова) умершего и грубая брань в его адрес. И лишь затем приступают к кремации. Суть обряда - отбить у души покойника желание при реинкарнации снова поселиться в теле евнуха.
Погребение умерших совершалось у индусов в разные времена не одинаково. Видимо, в древнейший период умершие погребались в земле, на что указывает сохранившаяся в Ведах молитва о том, чтобы земля не давила на умершего, а давала ему просторное и удобное убежище. До сих пор в Индии малолетних детей и странствующих аскетов не кремируют, а предают земле.
Что способствовало закреплению обычая предавать тела огню, сказать трудно. Возможно, кремация служила для индуса конкретным выражением его веры в соединение человека после смерти с божеством (Агни - бог огня и бессмертия). С другой стороны, в сожжении трупа могла выражаться мысль о вознесении умершего в небесное жилище богов вместе с дымом погребального костра. О сожжении вдовы вместе с трупом умершего мужа в Ведах вообще ничего не говориться, поэтому предполагают, что этот обычай принадлежит более позднему времени.