СУМРАЧНЫЙ ФОРУМ

Объявление

Форум вновь заработал!Ждём старых и новых участников!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СУМРАЧНЫЙ ФОРУМ » Сверхъестественное » Хроники Харона или всё, что мы знаем о смерти


Хроники Харона или всё, что мы знаем о смерти

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Самые нелепые смерти

Победитель
Армандо Пинелли, 70-летний житель Италии, долго спорил с соседом, кто из них будет сидеть на единственном стуле в тени пальмы. Он выиграл спор, после чего дерево упало прямо на него.

Мудрый совет
В Нью-Йорке человек попал под машину. Он совершенно не пострадал, однако умный прохожий, ставший свидетелем, посоветовал ему притвориться серьезно пострадавшим и потребовать компенсацию. Человек согласился, но как только он снова лег перед машиной, та сдвинулась с места и задавила его насмерть.

Брачный финал
Поверив слухам, что муж ей изменяет, Вера Червак из Праги бросилась с третьего этажа и упала прямо на мужа, который возвращался домой к любимой супруге. Позже она пришла в себя в госпитале, а вот «изменщик» скончался на месте.

Адские странники
Посмотрев тайваньский сериал о сверхъестественном, четверо китайских подростков съели дыню, начиненную крысиным ядом, чтобы «отправиться путешествовать в ад». Они оставили записку со словами: «Если в аду так же плохо, как здесь, то мы вернемся». Двоих удалось вернуть, остальным, видимо, там понравилось.

pod CUTom prodolzenie ...

Расслабился
Альпинист-ветеран Жерар Омель совершил шесть подъемов на Эверест. Он умер у себя дома, когда, меняя лампочку, упал с лестницы и ударился головой о раковину...

Спружинило
80-летняя Аделаида Магнозо вытащила из шкафа складную кровать и легла спать. Она погибла, когда ложе неожиданно вернулось в исходное положение.

Прощальный взмах
Южнокорейский рыбак подготавливал свой улов для продажи. Собираясь выпотрошить, он уже занес над ним нож. Однако рыба, оказавшаяся живой, неожиданно махнула хвостом, отчего оружие попало ему в грудь. Умер на месте.

Преждевременные похороны
Жительница Нью-Йорка Джулия Карсон умерла от сердечного приступа. Так решили врачи. Начались приготовления к похоронам. Вдруг во время отпевания она пришла в себя, села в гробу и спросила, что здесь происходит. Ее дочь Джули скончалась на месте от шока.

Сон в руку
Линда Гуди из Стоунхэйма, штат Массачусетс, отменила круиз на Карибские острова, поскольку ей приснилось, что она умирает в машине. Наверное, ей все-таки было бы лучше поехать, поскольку через несколько дней ее нашли задушенной в собственной машине на стоянке.

Любопытной Варваре
Около 50 любопытных собрались на мосту вьетнамского города Хошимина, чтобы понаблюдать за самоубийством молоденькой девушки. Мост не выдержал их веса и рухнул в реку. Погибли девять человек. Девушку спасли.

Кролик-мститель
Фермер Винсент Карроджио охотился на кроликов. Утомившись, он прилег на луг отдохнуть, а ружье положил рядом. Пробегая мимо, испуганный кролик наступил на курок, чем отомстил за своих погубленных собратьев.

Атеистом станешь
В Гонконге 65-летняя Чаи Ван-Фонг решила возблагодарить Бога за то, что ее невестка сумела выбраться из автокатастрофы целой и невредимой. Когда она молилась во дворе многоэтажного дома, где проживала с семьей сына, ее убил упавший сверху мешок цемента.

…и умерли в один день
Джордж Стори родился чуть ли не в один день с журналом Life ("Жизнь “). На обложке нового издания появилась фотография новорожденного Джорджа с подзаголовком «Жизнь начинается». В дальнейшем судьба Стори периодически освещалась на страницах журнала—две его женитьбы, отцовство, уход на пенсию. 64-летний Джордж появился и в последнем выпуске, в мае 2000 года, на этот раз под заголовком «Жизнь заканчивается» (имелось в виду закрытие журнала). Через несколько дней Джордж Стори скончался от инфаркта.

Плюшкин отдыхает
Амигдалиа Бальта, 86 лет, найдена умершей от голода в своем доме на Греческом острове Эвия. А в банке остались принадлежащие ей 350 000 фунтов и коллекция из 150 золотых соверенов.

Ты меня породил…
Десятилетний мальчик повздорил с отцом по поводу пропавшей упаковки шоколадной глазури для торта. Ссора становилась все более эмоциональной, и в отчаянии 38-летний м-р Харст вложил в руку сына нож: дескать, если так меня ненавидишь, то ударь. Что сын и сделал. Отец умер в больнице час спустя.

Судьба!
Стивен Хайетт в 32 года пережил революционную операцию по пересадке желудка, печени, поч ек, двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы. Через шесть лет он встал на стул, чтобы ввернуть лампочку. Упал, ушиб голову и погиб.

Счастлив до одури
Сириец Наджиб Садди, 35 лет, чувствовал себя настолько счастливым, что решил… расстаться с жизнью. В предсмертной записке он заявил, что совершенно счастлив, но боится будущих несчастий.

Экспонат на службе
Житель Бонна Питер Грубер погиб при попытке ограбить Музей искусств. Заметив приближающихся охранников, он запаниковал и попытался бежать, но, резко завернув за угол, наткнулся на метровый меч статуи. Экспонат назывался «Оружие правосудия».

По-приятельски
Джошуа Томас Берчетт, 23 года, испытал приступ икоты и попросил приятеля крепко стукнуть его в грудь. Тот с неохотой выполнил просьбу, а Джошуа упал на мостовую и умер. Он не учел, что в их семействе было множество случаев сердечных заболеваний.

Сделал карьеру
Работник правительства Египта Адел Назим Джергез восемь лет ждал повышения по службе. Увидев наконец свое имя в списке «продвинутых», он умер на месте от сердечного приступа.

И коровы летают
Водитель в Калифорнии был убит влетевшей в лобовое стекло коровой. Животное в грозу вышло на проезжую часть, где удар автомобиля отправил его в полет, который закончился на капоте машины, ехавшей по встречной полосе.

Перенапрягся
Украинский браконьер бросил в речку электрический кабель под напряжением. Когда убитая током рыба всплыла, он отправился в воду ее собирать, забыв отключить орудие преступления. В результате принял участь собственного улова. По сообщениям родственников, незадачливый рыболов собирался пожарить наловленную рыбу, чтобы отпраздновать первую годовщину смерти своей тещи.

Молниеносное возмездие
Босс и его секретарша были убиты молнией, когда занимались любовью в надувной лодке посередине озера в Германии. Вдова убитого восприняла это как божественное вмешательство.

Любовь зла
Джейм Динарди, 44 года, из Колумбии отправился в штат Мэн, чтобы встретиться с женщиной, с которой познакомился по интернету. Вероятно, женщине при живом общении он не понравился, она отказалась с ним встречаться. Через некоторое время он снова приехал к ее дому и для доказательства любви перерезал себе горло бензопилой. Умер в госпитале.

Роковой зевок
Цирковой карлик по прозвищу Од погиб на арене цирка в северном Таиланде. Прыгая на батуте, он отлетел в сторону и был проглочен зевнувшей гиппопотамихой, дожидающейся своего выхода на арену. Как объяснили ветеринары, у Хильды был выработан рефлекс на крупные предметы во рту, почему она и проглотила артиста.

Звонкая трагедия
У посетителя пивной в Гамбурге был мобильный телефон, по которому постоянно звонили, с очень неприятным звуком. Другие клиенты неоднократно просили его отключить аппарат, но на просьбы он не реагировал. Наконец самый нервный из посетителей убил упрямого пивной бутылкой и сдался полиции.

В азарте
Юная гимнастка прыгала на диване во время вечеринки по случаю своего семнадцатилетия. Войдя в азарт, вылетела в окно с шестого этажа.

Фантасмагория
34-летний мужчина был найден мертвым в подвале своего дома. Оделся он, мягко говоря, странно: юбка в складочку, белый бюстгальтер, кожаные туфли и женский парик. На голове был противогаз, соединенный шлангом с задним проходом, что послужило причиной удушья.

Тамагочи проголодался
Молодая француженка потеряла управление автомобилем и врезалась в дерево. Пассажирка серьезно пострадала, водительница погибла. Ее внимание отвлек брелок-тамагочи, который неожиданно запищал, требуя еды. Нажав нужные кнопки, дама спасла игрушке жизнь, но рассталась с собственной.

Офонарел
Сантьяго Альварадо вздумал ограбить маленький магазин велосипедов. Поскольку было темно, а руками он помогал себе пробираться через крышу, длинный фонарик пришлось зажать во рту. Этот осветительный прибор и стал причиной смерти, когда неловкий грабитель упал лицом вниз.

Гиблое место
Семилетний мальчик упал с 300-метрового обрыва, потеряв равновесие, Он качался на кресте, который отмечал место, где 10 лет назад погиб другой человек.

Эротическая трагедия
В больницу были одновременно доставлены четыре человека: Шелли Мюллер с травмой головы, Тим Вегас с легкой контузией, Брайан Коркоран с серьезными повреждениями десен и Памела Клесик без двух пальцев на правой руке… Мюллер подвозила мужа на работу и на прощание—в довесок к поцелую—на секунду продемонстрировала ему свою грудь. Это увидел Тим Вегас, водитель проезжающего мимо такси. Увлекшись открывшимся зрелищем, он потерял управление и въехал в здание госпиталя, где дантист Памела Клесик осматривала ротовую полость Коркорана. От сильного толчка врач подпрыгнула и поранила инструментом десна пациента. В шоке Коркоран резко сомкнул челюсти, откусив Клесик два пальца. Мюллер приняла на голову осколок здания.

Звонница в анусе
Прокурор Антонио Мендоза подтвердил старую истину: смеяться над собой можно в любой ситуации. Поскользнувшись в ванной на кафеле, он сел на сотовый телефон, который туда принесла и поставила в вертикальное положение его собака. Операция по извлечению телефона из заднего прохода длилась аж три часа, поскольку крышка аппарата открылась. Во время операции телефон несколько раз звонил, и пострадавший отпускал по этому поводу такие шутки, что врачи и медсестры ухахатывались. К концу они уже решили, что найдут там и автоответчик.

0

2

Мда сильно.. что только в жизни небывает...

0

3

Жесть....)

0

4

Места и типы захоронений
Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и возникнут настроения... Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут...
Конфуций

Наиболее распространенными типами погребений в древности были кремация (сожжение) и ингумация (захоронение в земле). Так поступали, например, древние народы Ирана, калифорнийские индейцы, племена Латинской Америки (ацтеки и другие), германцы (свевы). При кремации тело покойного сжигали на костре, затем тщательно собирали кости и захоранивали. Обряд публичного сожжения покойника до сих пор активно практикуется в Индии.

Протоиндоиранцы, принадлежавшие к одной из "ямных" степных культур, хоронили знатных сородичей на дне глубоких колодцев, покрытых земляными курганами. Простолюдинов в соответствии с их званием просто зарывали в землю.

Зороастрийцы, которые преклонялись перед огнем и не хотели осквернять его мертвой плотью, оставляли труп в каком-либо пустынном месте (на каменистых склонах), где его пожирали птицы-стервятники и питающиеся падалью звери. Для зороастрийцев было важно, чтобы мертвое тело, оставленное на съедение птицам и зверям, не соприкасалось с землей, водой и благородными растениями. Обглоданные, обветренные, высушенные солнцем кости собирали и хоронили так же, как в обрядах индоарийцев.

В средние века у иранцев - последователей маздаистского культа, возникла практика оставления трупов на особых похоронных башнях - дакмах, прозванных позднее "башнями молчания". Снаружи дакма имела прямую цилиндрическую форму; внутри она была ступенчатой, с колодцом посредине. Три концентрических круга углублений внутри башни предназначались для раздельного положения умерших: первый круг углублений для мужчин, второй - для женщин, последний - для детей. Умерших, раздетых догола, клали в углубления, и спустя некоторое время, когда стервятники делали свое дело, обглоданные ими кости сбрасывали на дно колодца. Современные последователи маздаизма - парсы до сих пор хоронят своих умерших в дакмах.

Народы, населявшие территорию Анатолии в VII-VI тысячелетии до н. э., тоже раздельно хоронили мужчин и женщин. Погребения женщин зачастую устраивали под полами некоторых святилищ (это было связано с культом женщины-богини, женщины-жрицы, символизировавшей единство жизни и смерти). Прочих же покойников (мужчин и детей) нередко хоронили прямо под полами жилых домов.

Сарматы, меоты и другие народы, населявшие в античный период Причерноморье, рыли простые земляные ямы прямоугольной или овальной формы; иногда их стенки выкладывали плитами, иногда перекрывали сверху камнем. Существовала форма так называемой подбойной могилы - с нишей, вырытой в одной из стенок могильной ямы. В ранних захоронениях глубина могил доходила до четырех метров, позднее стали ограничиваться полутора метрами. Для людей богатых приготавливали могилы с заплечиками (ступеньками). Заплечики использовали для перекрытия могилы досками или камнями. Изредка встречались парные захоронения. Над могилой выкладывался круг из камней или насыпался мелкий камень. Иногда еще к этому добавляли высеченную из известняка четырехугольную плиту, завершающуюся диском,- примитивное изображение человека.

У чеченов и ингушей (Северный Кавказ) старые могильники состояли из каменных склепов, сложенных таким образом, что тела умерших практически изолировались от земли и воздуха.

Мальгаши (Мадагаскар) с древних времен и до наших дней устраивают могилы в пещерах. Торайя (Индонезия) отроят усыпальницы на высоких сваях, а изогнутые вверх крыши складывают из расщепленных стволов бамбука. Наружные деревянные панели строения покрыты сложным орнаментом, элементы которого - листья деревьев, переплетенные корни морских растений, животные, восходящее солнце и так далее. При этом изображение солнца как творца жизни располагается ровно между двумя изгибами кровли. Затем приступают к строительству "лаккина" - огромного катафалка. На нем покойника везут в "поле смерти". Вокруг "поля" возводят временные жилища, предназначенные для всех, кто желает принять участие в погребальной церемонии.

Коренные племена острова Тасмания (ныне полностью вымершие) использовали три типа захоронения умерших: воздушное погребение, зарывание в землю и кремацию. Иногда над костями, оставшимися после сожжения тела, воздвигали шалашик из крупных ветвей и коры.

На Самоа, Тонга, Маркизских островах, если умирал вождь, его тело бальзамировалось и помещалось в особую усыпальницу. Рядовых же членов племени зарывали в землю, пускали в лодке в море, иногда применяли воздушный способ захоронения - на дереве или на деревянном помосте.

Традиционный способ погребения у канадских эскимосов - наземный в специальных дощатых гробах.

Меланезийцы (Ново-Гебридские острова) до сих пор хранят черепа умерших в особых святилищах, в так называемых "мужских домах". Иногда при изготовлении тотемных кукол в качестве головы используют черепа предков.

Латиноамериканская народность чибча (муиски), располагавшаяся на территории современной Колумбии, своих наиболее храбрых воинов мумифицировала; их тела считались священными. Некоторые из этих мумий продолжали участвовать в жизни своего народа - во время битв их на носилках доставляли в самое пекло сражения для воодушевления воинов.

Западные и восточные славяне до принятия христианской веры предпочитали кремацию, южные же, как правило, хоронили в земле и над могилой насыпали курган. Позднее курганную систему захоронений переняли у славян скифы и сарматы. Хотя курганы разных видов встречаются у многих народов мира, скифы оставили наиболее впечатляющие курганные погребения. При похоронах царей и скифской знати погребальные сооружения опускали в грунт на 10-12 метров и сверху устраивали насыпи до 20 метров. Камеры, где находились тела усопших, соединялись с выходными ямами при помощи подземных коридоров. Отдельно (но под общей насыпью) устраивались могилы для слуг (оруженосцев, виночерпиев и т. д.), а также для коней. Иногда дополнительные гробницы "впускали" в готовый курган.

В некоторых регионах, где проживали славяне, до крещения Руси было распространено водное погребение, а также соединение водного погребения с кремацией - сожжение в лодке, пущенной по реке. Вятичи, как свидетельствуют летописи, еще в XI веке активно практиковали трупосожжение.

Айны (Дальний Восток) первоначально хоронили мертвых недалеко от хижин; впоследствии стали устраивать отдельные кладбища. При этом применялись захоронения двух типов: подземное, с установкой надгробия, и наземное, когда тело помещали в ящик в форме домика. При захоронении в земле в качестве гробов айны зачастую использовали плетеные циновки, в которые заворачивали покойника. Если умирал вождь, его тело бальзамировали, высушивали и хоронили не ранее чем через год.

Некоторые народы считали чрезвычайно важным выбор места для кладбища. В Древнем Китае существовало гадание под названием фынь-шуй ("ветер и вода"). С помощью его даосские жрецы определяли благоприятные и неблагоприятные места как для жизни людей, так и для их погребения. Историки упоминают о случаях,, когда по указаниям жрецов тела умерших родственников переносили из "неблагоприятной" могилы в "счастливую".

У викингов до XI века встречалось погребение усопших в ладье; одно из таких захоронений найдено на территории Саффолка в Саттон Ху.

Среди других типов могильников можно назвать: поле погребальных урн (керамические урны с прахом кремированных; известны в культуре Кишапоштаг в Венгрии, в культуре Кырна в Румынии, в Северной Италии, у кельтов и др.); дольмен, камерная гробница, галерейная гробница (культура Сены - Уазы - Марны), дюсс (циста из плит, перекрытая камнями, с числом погребенных от 1 до 6; характерно для Северной Европы), толос (камера в форме улья; известна в районе Эгейского бассейна), каменные пирамиды.

Пирамиды - погребальные монументы фараонов и символ древнеегипетской цивилизации - возникли далеко не сразу. Строить гробницы по типу домов египтяне научились в период герзейской культуры. Наиболее богатые члены общины украшали свои усыпальницы настенными рисунками, связанными с верой в загробную жизнь, тотемами, магией, некоторыми космогоническими концепциями. Египтолог Пьер Монтэ так описывает частную гробницу:

"Подземная камера на дне шахты предназначалась для покойного. Когда его укладывали в саркофаг и совершали последние обряды, камеру замуровывали, шахту засыпали, и никто больше не смел тревожить его покой. Но над шахтой сооружали настоящий маленький храм, открытый для живых. Он выходил фасадом во двор, где стояли стелы с надписями: восхищенные потомки могли узнать о деяниях и добродетелях покойного. Иногда на таком дворе возле маленького водоема ухитрялись выращивать пальмы и сикоморы. Со двора посетитель входил в прекрасно украшенный зал. Даже потолок был ярко расписан растительным или геометрическим многокрасочным орнаментом. На стенах и на колоннах изображали наиболее характерные сценки из жизни усопшего... Совершив обход всего зала, посетитель входил в широкий коридор. На одной его стене он видел покойного на ладье, плывущей в Абидос, и другие эпизоды похорон, совершенных по всем правилам. Коридор приводил в последний зал, где были изображены богоугодные деяния покойного. Он поклоняется богам, совершает в их честь возлияния, подает им зажженную курильницу, поет гимны. А взамен получает свежую пищу как награду за свою веру и предусмотрительность".

При фараоне Хеопсе (Хуфу) для обозначения пропасти между царями и смертными (даже если эти смертные - высшая знать) ведено было усыпальницы сановников изготавливать одинакового размера. В них уже не было ни настенпой росписи, ни отдельного культового помещения, исчезли скульптуры умерших, обязательные во времена Снофру. Статуя умершего в полный рост дозволялась лишь в усыпальнице царя.

Впрочем, царские усыпальницы всегда были намного роскошнее всех прочих. Сохранились огромные погребальные сооружения в виде дворцовых комплексов для царей I династии (XXIX в. до н. э.). Прямоугольные в основании, они обнаруживают сходство с палатками вождей верхнеегипетских пастушеских племен; их форма и материал - от земляной насыпи до усеченных пирамид из сырцового кирпича.

Изменения в религиозных культах постепенно приводили и к изменениям в погребальной архитектуре. Во времена III династии погребальные пирамиды становятся ступенчатыми, а позднее приобретают знакомую нам строгую геометрическую форму.

Но мало построить гробницу или пирамиду - нужно еще обеспечить в ней жизнь покойника. По представлениям древних египтян, вечная жизнь зависела от сохранности телесной оболочки. Для этого применялось бальзамирование трупа. Суммируя сведения, сообщенные Геродотом и Диодором, Пьер Монтэ пишет о трех способах обработки тела:

"Бальзамирование "по первому классу" требовало много времени и забот. Из головы трупа извлекали мозг, из тела - все внутренние органы, за исключением сердца, обрабатывали и укладывали в сосуды-каноны. После двойной промывки внутренние полости вместо извлеченных органов заполняли благовониями. Затем тело помещали в натрон, который египтяне использовали для самых разнообразных нужд, в частности для дезинфекции домов. Через 70 дней тело тщательно обмывали и заворачивали в пелены, широкие льняные полосы, пропитанные камедью и смолами. Для этой работы требовалось, как минимум, 15 различных веществ: пчелиный воск, чтобы покрыть им уши, глаза, нос, рот и разрез, сделанный бальзамировщиком, кассия и корица, "кедровое масло", которое в действительности извлекали из можжевельника, камедь, хна, ягоды можжевельника, лук, пальмовое вино, всевозможные смолы, древесные опилки, вар и гудрон и, разумеется, натрон...

Когда работа заканчивалась, тело представляло собой скелет, обтянутый кожей, однако покойного все-таки можно было узнать, несмотря на ввалившиеся щеки и сморщенные губы... Наступало время одеть и украсить мумию. На нее вешали ожерелья, пекторали и амулеты, надевали браслеты, напальчники и сандалии. На разрез, сделанный бальзамировщиком, чтобы вынуть внутренние органы, клали толстый золотой лист с выгравированными на нем четырьмя божествами-хранителями канон по краям и глазом "уджат", который обладал свойством залечивать раны. Между ногами мумии клали копию Книги мертвых - необходимого путеводителя по загробному царству. Затем все тело забинтовывали льняными пеленами. На лицо клали маску. У частных лиц она делалась из полотна с гипсовой штукатуркой, у фараонов и знати - из золота... Все покрывал последний саван".

Столь длительные и тщательные приготовления приводили к тому, что разрыв между смертью и погребением тела составлял не менее двух с половиной месяцев.

Для бедных процесс бальзамирования был упрощенным. Тело не вскрывали, внутренние органы оставались на месте. Бальзамировщик ограничивался введением в тело через задний проход специальной жидкости со смолой можжевельника да еще некоторое время выдерживал покойника в натроне. Тут и сроки погребения, естественно, были короче в несколько раз. Зато у мумий бедных людей не было поводов для тревоги - ведь их посмертный покой никто не нарушал. А вот царские усыпальницы всегда притягивали взор желающих поживиться сокровищами властителей.

Как известно, могильные камеры фараонов тщательно прятали в пирамидах. Опасаясь грабителей, египтяне устраивали ложные камеры, ловушки и тому подобные сооружения. Помогало это не всегда. Так, в начале царствования XXI династии, меньше чем за 30 лет, были вскрыты и ограблены почти все гробницы в Долине царей и в Долине цариц. Для спасения мумий везиры и великие жрецы Амона нередко извлекали их из саркофагов и хоронили в потайных местах без украшений и золотых масок. Когда в 1945 году в Долине царей, в Луксоре, была обнаружена гробница фараона Сети I - отца Рамсеса II, внутри ничего не оказалось. Действительное захоронение, искусно спрятанное, так и не было найдено.

Проблема ограбления усыпальниц знати всегда была проблемой интернациональной. Так, монголам пришлось спрятать могилу своего знаменитого предводителя Чингисхана на степном пастбище. Сохранилось древнее предание, в котором говорится: "Один тюркский полководец доставил его (Чингисхана) тело на родину. Он зарыл четыре гроба в разных местах, окружил подлинную могилу стражей (имеется в виду не сама могила, а территория пастбища вокруг горы площадью примерно 240 квадратных километров) и в течение трех месяцев пас здесь тысячи коней. После этого он предложил награду тому, кто обнаружит, где находится могила. Но никто не смог найти ее". Огромную территорию, на которой был захоронен Чингисхан, на протяжении 700 лет охранял род Дархац, пока в первой половине XX века его насильственно не переселили в другое место.

Аларих, предводитель готов, разрушивших Рим, после смерти был упрятан еще надежнее, чем Чингисхан. Соплеменники великого вождя соорудили временную плотину, перегородив реку и направив ее воды в сторону. На обнажившемся дне была вырыта могила и в ней с подобающими почестями погребен в золотом гробу Аларих. После похорон плотина была разрушена, и река укрыла смертное ложе короля вестготов. По традиции, принятой у многих народов древности, участники погребения были тут же поголовно убиты, дабы не могли выдать тайну места захоронения. Перебили и тех, кто участвовал в погребении вождя гуннов Атиллы. Так же поступили китайцы со строителями гробницы императора Цинь Ши-хуана.

0

5

Курьезы смерти

Смерть и смех - "две вещи несовместные"? Отнюдь. Быть может, смех - это самое сильное оружие против смерти, если не считать веры в Бога. История знает немало случаев, когда люди иронизировали, прекрасно понимая, что скоро они умрут.

Сэр Уолтер Ралей, приговоренный к смерти во времена короля Якова I, написал из тюрьмы письмо одному из друзей, приглашая его на свою казнь. При этом он советовал другу приехать на площадь пораньше, чтобы занять местечко получше, поскольку ожидается много народа. "Что же касается меня,- написал Ралей,- то я себе место уже обеспечил".

Другой англичанин, гуманист Томас Мор, по дороге на плаху продемонстрировал целый каскад типично английского юмора. "По прибытии в Тауэр,- пишет очевидец казни, помощник шерифа в лондонском Сити Эдуард Холл,- один из служащих потребовал верхнюю одежду прибывшего в качестве вознаграждения. Мор ответил, что тот получит ее, и снял свой колпак (казенный колпак, надеваемый на осужденного), говоря, что это самая верхняя одежда, которую он имеет". Подойдя к эшафоту. Мор попросил одного из тюремщиков: "Пожалуйста, помоги мне взойти, а сойти вниз я уж постараюсь как-нибудь и сам". Наконец, палачу Мор сказал; "Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться". И уже в самую последнюю минуту, став на колени и положив голову на плаху, добавил; "Погоди немного, дай мне убрать бороду, ведь она никогда не совершала никакой измены".

Римский император Веспасиан, почувствовав приближение смерти, промолвил: "Увы, кажется, я становлюсь богом". (Император, по верованиям римлян, имел божественное происхождение).

Директор императорских театров России, обергофмаршал А. Л. Нарышкин (1733- 1826), славившийся как острослов, не мог удержаться и на смертном ложе. Умирая, он сострил: "В первый раз я отдаю долг - природе".

Так же известный своим остроумием советский поэт Михаил Светлов умер от онкологического заболевания. Незадолго до смерти он звонил друзьям и приглашал их в гости. "Приносите с собой пиво,- говорил он,- а рак у меня свой".

Смерть и смех и впрямь частенько ходят под руку.

Многие из нас хохотали на фильме Чарли Чаплина "Золотая лихорадка". Но мало кто знает, что на мысль о создании этой комедии режиссера натолкнула книга о реальных событиях - катастрофе, постигшей в 1846 году отряд золотоискателей-иммигрантов.

Некто Джордж Доннер повел в Калифорнию отряд из 29 мужчин, 18 женщин и 43 детей. Экспедиция с самого начала была возлюблена неудачами, а кончилась она тем, что в горах Сьерра-Невады огромные снежные заносы отрезали отряд от остального мира. 15 добровольцев отправились через горы за помощью. В дороге 8 человек погибли, а остальные, чтобы выжить, вынуждены были есть тела своих умерших товарищей. Когда, в конце концов, до лагеря добрались спасатели, большинство незадачливых золотоискателей умерло, а остальные ели собак, воловьи шкуры, мокасины и тела умерших. Чаплин по поводу этой истории сказал: "Как ни парадоксально, но трагедия пробуждает смех... я думаю, что смех - проявление духа противоречия; нам остается смеяться над нашей беспомощностью перед лицом природных стихий - или сходить с ума".

Думается, всякий нормальный человек выберет первое. Что ж, посмеемся?

0

6

Приключения покойников

Судьба людей порой не менее богата приключениями после смерти, чем до нее. Покойников крадут, перевозят с места на место, судят и даже... казнят. Расскажу ряд подобных историй, происшедших с известными историческими личностями.

Когда 18 февраля 1564 года в своей мастерской в Риме умер Микеланджело, папа римский пожелал похоронить его в соборе Св. Петра. Однако это не входило в планы родственников скульптора. Племянник Микеланджело тайком вывез его тело под видом тюка товаров и переправил во Флоренцию, где оно было торжественно погребено в церкви Санта Кроче - усыпальнице великих князей Флоренции.

Чарли Чаплин всю жизнь шутил над смертью, но смерть также сыграла с ним дурную шутку. Нашлись люди, которые решили погреть руки на мировой славе великого комика. Едва миновало два месяца после смерти Чаплина, как весь мир облетела сенсация: гроб с телом актера похищен с кладбища при англиканской церкви в Веве (Швейцария). Кладбищенский смотритель утром 2 марта 1978 года с удивлением обнаружил разрытую могилу и бросился звонить в полицию. После нескольких суток, в течение которых полиция ломала голову, чьих рук это дело (выдвигались версии одна другой невероятнее), ситуация прояснилась. Некий господин Коха позвонил вдове Чаплина Уне и потребовал за возвращение гроба с телом 600 тысяч швейцарских франков. Вдова лишь презрительно фыркнула:

- Мой муж обитает на небесах и у меня в сердце.

Ай-ай-ай, встревожились в полиции, а как же поймать похитителей без контакта с ними? По просьбе полицейских Уна стала вести переговоры с грабителями. Нужно было потянуть время, пока не удастся засечь негодяев. 27 раз они звонили Уне и на последнем, 27-м звонке их засекли. Операция по задержанию была проведена с профессиональным блеском. Оказалось, однако, что грабители - не матерые преступники, а жалкие дилетанты. Это были двое взрослых оболтусов - 24-летний безработный автослесарь поляк Роман Вардас и 38-летний Ганчо Ганев, тоже механик, болгарский эмигрант. Узнав из газет о краже тела итальянского богача Сальваторе Матарессы, друзья решили поступить так же. Первоначально они намеревались не красть гроб, а закопать его поглубже в той же могиле, имитируя похищение тела, чтобы затем требовать выкупа. Исполнению плана помешала погода. В выбранную для злодейства ночь, едва грабители взялись за лопаты, пошел дождь. Гроб (свинцовый саркофаг) они выкопали, но в яму натекло столько воды, что о перезакапывании не могло быть и речи. Пришлось им, чертыхаясь, тащить гроб через все кладбище и увозить на автофургоне в другое место.

Когда Вардаса и Ганева арестовали, они указали место, где зарыли гроб с Чаплином. Это было уютное пшеничное поле, на котором готовились проклюнуться зеленые ростки. Наверное, это не самое дурное место на земле - место, где над тобой шумят спелые колосья пшеницы (помните, у Экзюпери в "Маленьком принце" - о шелесте колосьев?). Да и находилось это поле в прелестнейшем уголке Швейцарии - у восточного конца Женевского озера... Гроб с актером, однако ж, вернули на старое место, Вардвса приговорили к 4,5 года тюрьмы, а Ганева - к 1,5 года условно "за нарушение покоя усопших и попытку вымогательства". Фермер из деревеньки Новилль, владелец пшеничного поля, в память об этих событиях поставил на месте временной могилы Чаплина деревянный крест. На кресте деревенский резчик по его просьбе вырезал изображение тросточки.

Чаплин отсутствовал в могиле чуть больше месяца, а вот В. И. Ленину пришлось провести вне родных стен Мавзолея почти четыре года. Едва началась война с Германией и авианалеты на Москву, как сейчас же ребром встал кардинальный вопрос о сохранении мумии вождя как архиважнейшего объекта государственной значимости. Через 17 лет спокойного почивания в искусственной атмосфере Ленин отправился в путешествие в Сибирь, в тихий тыловой город Тюмень. Везли его на спецпоезде, тремя паровозами. Первый был дозорный, второй - основной, третий - замыкающий. К основному паровозу было прицеплено три вагона. В двух вагонах ехала охрана, медики, инженеры, совершенствовавшие светоотражение хрустального саркофага, обслуживающий труп персонал, их семьи, а в третьем - сам Ленин. Вместе с Лениным в вагоне помещался комендант Мавзолея и бойцы охраны. За все время путешествия поезд остановился всего лишь три или четыре раза. Для полной сохранности тела в ленинском вагоне были установлены особые амортизаторы и приборы для создания нужного микроклимата. Замечу при этом, что уезжало из Москвы только тело вождя, а мозг его, погруженный в парафин, оставался в столице.

Телу Ленина поездка по железной дороге была не в новинку - ведь из Горок в Москву его везли также на паровозе. Правда, на сей раз путешествие было куда продолжительней (12 суток). Зато путь был совершенно безопасным - везде составу давали зеленый свет, стрелки с боковых путей "зашили" на костыли, чтобы исключить возможность случайного столкновения с другим поездом. Весь последний участок пути - от Свердловска до Тюмени - был оцеплен войсками и милицией. И по городу саркофаг с вождем везли в автомобиле под усиленной охраной - не дай Бог найдутся какие-нибудь шпионы или экстремисты, задумавшие диверсию против тела.

Саргофаг, прибывший в Тюмень 10 июля 1941 года, разместили в здании сельскохозяйственного техникума. 3 года и 9 месяцев часовые чеканили шаг по дубовому паркету временного Мавзолея. А 29 марта 1945 года комендант Кремля генерал Н. К. Спиридонов отдал приказ о возвращении Ильича в Москву.

Вернувшись в родные стены Мавзолея, тело Ленина 14 лет почивало спокойно. А 20 марта 1959 года на него было совершено покушение. Один из посетителей, проходя мимо саркофага, швырнул в него молоток. Хрустальное стекло было разбито, но Ильич не пострадал. Еще одно покушение - на этот раз куда серьезнее - произошло 1 сентября 1973 года. На сей раз покушавшийся взорвал самодельное взрывное устройство, закрепленное на теле. Террорист погиб, а вот Ленин, видно, и впрямь родился в сорочке - ни единой царапины! На случай будущих покушений нынешний саркофаг вождя изготовлен из бронированного стекла.

Успешное бальзамирование Ленина соблазнило руководство ряда стран сохранить тела своих почивших лидеров таким же образом. Но, поскольку способ бальзамирования Советский Союз держал в тайне, приходилось идти на поклон - просить о помощи в этом деликатном вопросе. Советский Союз в помощи не отказывал, но требовал доставить тела умерших для бальзамирования в Москву. Правда, иногда лидеры марксистских стран умирали в Москве, и это еще больше осложняло дело. Тело скончавшегося в сентябре 1979 года президента Анголы Агостиньо Нето пришлось сначала самолетом доставить из Москвы в Луанду для прощальных обрядов, а затем вернуть в Москву. Здесь, в Московской научно-исследовательской лаборатории биологических структур, тело президента забальзамировали и через несколько месяцев отправили в Анголу, где к этому времени завершили строительство мавзолея для покойного лидера.

А вот вьетнамцы в доску расшиблись, а не отдали Хо Ши Мина на обработку в Москву. Упросили советских провести необходимую обработку трупа прямо во Вьетнаме. И все же мертвому Хо Ши Мину, как и Владимиру Ильичу, пришлось попутешествовать. Он умер в сентябре 1969 года, когда еще шла вьетнамская война. О том, как в военных условиях удалось провести операцию по "омавзолеиванию" Хо Ши Мина, рассказывает академик Сергей Дебов: "...согласно решению Политбюро [ЦК КПСС], между Москвой и Ханоем был установлен воздушный мост, по которому "Антеи" повезли мощные кондиционеры и остальное необходимое нам оборудование. Вьетнамцы очень быстро оснастили им специальное помещение в военном госпитале. Мы приступили к работе. В это время американцы начали ковровые бомбардировки Ханоя. Нашу импровизированную лабораторию, в которой находилось тело Хо Ши Мина, могло разнести в любую минуту. В связи с этим было принято решение об ее эвакуации на запасной, секретный пункт в нескольких десятках километров от Ханоя... В это трудно поверить, но современную медицинскую лабораторию, оснащенную всеми коммуникациями и климатическим оборудованием, удалось построить посреди джунглей всего за две недели.

Но тут нас ожидали новые неприятности. В районе этого пункта вдруг начались бомбардировки, а в нескольких десятках километров от лаборатории высадился американский вертолетный десант... Угроза обнаружения тела Хо Ши Мина была вполне реальной. Тогда вьетнамцы предложили эвакуироваться в новое место. Новый пункт находился по ту сторону Черной реки, среди непроходимых джунглей, в огромной пещере у подножия отвесной скалы. Здесь разместилась наша последняя лаборатория. Пункт содержался в условиях строжайшей секретности... В тот день, когда было подписано Парижское соглашение и прекратились бомбардировки, я срочно вылетел из Москвы в Ханой. Здесь, на закрытом совещании, мы в конце концов пришли к выводу о том, что тело Хо Ши Мина можно перевезти обратно в нашу первую лабораторию, которая всю войну сохранялась в законсервированном виде.

И вот ночью в условленный час к этому пункту с погашенными фарами подъехал бронетранспортер. В него погрузили контейнер (с высокопоставленным, точнее высокоположенным, покойником) и под вооруженной охраной солдат двинулись в путь. Надо сказать, что дорога до места была ужасной: сплошные колдобины, заросли джунглей, болота. Однако вьетнамская армия уже накануне превратила эту дорогу в прекрасное ровное шоссе. А на следующий день после нашего путешествия по нему вновь нельзя было ни пройти, ни проехать... В пункте не осталось никаких следов. Однако первая секретная лаборатория за Ханоем просуществовала еще долгое время. Тело Хо Ши Мина сохранялось в ней вплоть до окончания строительства мавзолея в Ханое".

Можно считать, что Хо Ши Мину повезло. А вот с телом президента Кооперативной Республики Гайана Линдона Бернхема произошла неприятная история. Смерть настигла президента в октябре 1985 года. Безутешные соратники обратились с просьбой в Москву: ради всего святого сохраните тело нашего лидера! Москва, из уважения к политической ориентации страны, согласилась. Тело Бернхема из Латинской Америки переправили в московскую лабораторию. Работы по бальзамированию провели честь по чести. Тем временем на родине президента плотники стучали топорами, а каменотесы - зубилами, готовя мавзолей. Прошел год с лишним, и тут терпение Москвы лопнуло. Деликатно вопросили гайанцев: а не пора ли знаменитому трупу вернуться на любимую родину, ради счастья которой отдал он столько сил? Тем временем, однако, в республике произошел политический переворот. Новым руководителям Гайаны труп был не нужен. К счастью, они все же организовали его возвращение домой, но похоронили без особых торжеств, в обычной гробнице.

Как видим, знаменитые покойники частенько путешествуют, хотя, как правило, не по своей воле.

В прошлые века причиной тому нередко являлась религиозная нетерпимость, из-за которой людям, придерживавшимся неортодоксальных взглядов, церковные и светские власти отказывали в праве на погребение. Так было, например, с Вольтером. Когда этот знаменитый смутьян и безбожник умер (1778 г.), парижские духовные лица наотрез отказались дать разрешение на его похороны. То же самое могло произойти в любом другом месте, куда привезли бы для захоронения тело Вольтера. Понимая это, племянник философа аббат Миньо посадил мертвого дядюшку в халате и ночном колпаке в карету и через двенадцать часов бешеной скачки доставил в аббатство Сельер в Шампани. Здесь Вольтер и был погребен. Запрещение совершить обряд похорон, подписанное епископом Труа, опоздало на сутки. Естественно, вырывать покойника не стали. Но местное кладбище оказалось не последним пристанищем философа. Маркиз де Вильет, устроивший в замке Ферне вольтеровский музей, сохранил сердце Вольтера; впоследствии оно было передано в дар Франции и помещено в цоколе гипсовой статуи Вольтера работы Гудона, хранящейся в помещении Национальной библиотеки. Прах же Вольтера по решению руководителей Великой французской революции 10 июля 1791 года переехал из аббатства Сельер в Париж и на другой день был помещен в Пантеон великих людей Франции.

Племянник Вольтера блестяще справился с задачей похорон. А вот сын Никколо Паганини Акилле оказался менее расторопным. Тело его отца далеко не сразу нашло успокоение. После трагической смерти Паганини в Ницце от чахотки (май 1840 г.) его останки были забальзамированы и выставлены в зале, куда толпами ходили люди, чтобы взглянуть на человека, о котором ходили легенды, что он продал душу дьяволу, ибо не может обычный человек так чертовски ловко владеть скрипкой. Епископ Ниццы Доменико Гальвано, обвинив покойного музыканта в ереси, запретил хоронить его останки на кладбище. Друзья Паганини решили перевезти тело в Геную, родной город музыканта, которому он завещал свою скрипку, но губернатор Генуи Филиппе Паолуччи оказался трусливым чиновником и запросил указаний от местного духовенства. А пока таких указаний не было, прах Паганини было запрещено ввозить на территорию герцогства. В дальнейшем, несмотря на участие в этом деле короля Карла Альберта, архиепископ Генуи кардинал Тадини не отменил запрещения Гальвано. Не помогли ни прошение, представленное королевскому сенату в Ницце, ни другие усилия. Через три с половиной месяца Акилле отправился в Рим к папе Григорию XVI, а останки Паганини были перенесены в подвальное помещение дона графа Чессоле. Оттуда их перевезли в больницу, а затем в лазарет в Виллафранка, поскольку нашлись люди, которые "видели, как останки скрипача вдруг начинали светиться, а другие по-прежнему слышали волшебные звуки скрипки". Но и в лазарете прах Паганини оставался недолго. Многочисленные протесты служащих, которым в вое ветра чудились стоны и вздохи призрака, заставили графа увезти его и оттуда. Он закопал его в землю у стены фабрики, где делали оливковое масло, но кругом были такая грязь и зловоние, что гроб был снова выкопан.

Здесь вокруг Паганини родилась легенда, которую с удовольствием подхватил романтически настроенный Ги де Мопассан: "Приближаясь к острову Сент-Онора, мы проходим вблизи голой, красной, ощетинившейся, как дикобраз, скалы... она называется Сен-Ферриоль...

На этом причудливом рифе в открытом море было погребено и скрыто в течение пяти лет тело Паганини.

Сын погрузил тело отца на корабль и направился в Италию. Но генуэзское духовенство отказалось хоронить этого одержимого. Запросили Рим, однако и курия не осмелилась дать разрешение. Тем временем тело собирались выгрузить, но муниципалитет воспрепятствовал этому под предлогом, что артист умер от холеры. В Генуе тогда свирепствовала эпидемия этой болезни, тем не менее сочли, что присутствие нового трупа поведет к усилению бедствия.

Сын Паганини вернулся в Марсель, где ему не позволили высадиться по тем же причинам. Он направился в Канн, но не мог проникнуть и туда.

Так он и оставался в море, баюкая на волнах тело этого странного гения, которого люди гнали отовсюду. Он больше не знал, что ему делать, куда направиться, куда везти священного для него мертвеца, как вдруг увидел среди волн голую скалу Сен-Ферриоль. Там он выгрузил его и зарыл посреди островка.

Только в 1845 году с двумя друзьями вернулся он за останками отца и перевез их в Геную..."

Граф Чессоле приводит совсем иную версию. По его рассказу, скрипача похоронили в одном из владений графа в Пьерла, на мысе Сент-Оспис, у подножия сарацинской башни. Но так или иначе, а через несколько лет останки Паганини были потревожены. Биограф музыканта рассказывает о свидетельстве моряка, который утверждал, что гроб с телом Паганини был перевезен в Ниццу в апреле 1844 года. Таможенник спросил у капитана судна: "Что у вас гам?" И капитан Реете ответил: "Паганини. Паганини, тот, который играл так хорошо".

В сопроводительном листе судна было сказано:

"Свидетельствуем, что действительно был доставлен в этот порт на судне "Мария Маддалена (сардинская), хозяин Джо-Баптист Реете, прямо из Генуи гроб покойного барона Паганини, который был в свое время набальзамирован по всем правилам искусства. Положенный в хорошо закрытый цинковый ящик, который был помещен в ящик из орехового дерева, и тот уложен в ящик из светлого дерева, имеющий формулу параллелепипеда и помеченный буквами MDS (управление здоровья). Он направляется из этого города по направлению к Генуе и оттуда будет сразу же перевезен в дом Паганини в Польчевере. Просим все управления, интендантов, хранителей и других официальных представителей управления здоровья не чинить каких-либо препятствий этому перемещению".

Так, 22 апреля 1844 года земные остатки великого скрипача вернулись в тот порт, где его отец был некогда упаковщиком.

И были приняты "соответствующие меры со стороны полицейского управления, чтобы перевозка праха на виллу Паганини в Польчевере прошла незаметно, без всякой погребальной помпы и чтобы он был помещен в скромном месте в соответствии с указаниями его величества".

Эпопея на этом, однако, не кончилась. Целый год прах скрипача, уложенный в три ящика, лежал в домике, пока сын добивался разрешения отслужить мессу в честь отца в церкви. Наконец, пармский епископ снял запрет на ввоз праха в герцогство, и в мае 1845 года, спустя пять лет после смерти, над зарытым в землю телом Паганини зашумели кипарисы сада на вилле графа Чессоле. Но и это еще не финал, поскольку Акилле, а затем его сын Аттила не оставляли усилий, чтобы по-христиански похоронить Паганини на кладбище. Усилия эти увенчались успехом лишь в 1876 году! А в 1893 году в присутствии внука Паганини чешского скрипача Франтишека Ондржичека гроб снова выкопали и вскрыли. Лицо Паганини сохранилось прекрасно, а тело истлело. Гроб вернули в могилу. А через три года выкопали еще раз! Это нужно было, чтобы перевезти его на новое пармское кладбище.

Вот еще несколько историй с перемещением покойников.

Гроб с телом Мартина Лютера, основателя лютеранства, из города Эйслебена, где он умер, доставили для похорон в Виттенберг, где он жил.

Президент Эстонской республики Константин Пяте, репрессированный после аннексии Эстонии Советским Союзом, был сослан в Уфу, затем арестован и до самой смерти оставался узником тюрем и больниц со спецрежимом. Умер Константин Пяте 18 января 1956 года в Бурашовской психоневрологической клинике (Тверская область) и был похоронен на местном кладбище. Когда в СССР произошла перестройка, Эстония вспомнила о своем первом президенте. Специально посланная экспедиция занялась поиском праха Пятса. Были вскрыты 46(!) безымянных могил, и в одной из них наконец обнаружили прах президента. Экспертиза подтвердила, что экспедиция не ошиблась.

21 октября 1990 года в 12 часов дня по всей Эстонии зазвонили колокола. В столице республики Таллинне в православном Преображенском соборе состоялась торжественная служба. Затем похоронная процессия прошла к дворцу в Кадриорге, где находится Президиум Верховного Совета республики. Здесь соствялась торжественная церемония, и еще одна церемония прошла уже на лесном кладбище-мемориале Метсакальмисту. Таким образом, К. Пяте покоился в чужой земле 34 года. Много это или мало?

Прах Наполеона вернулся с острова Святой Елены в Париж в 1840 году, спустя 19 лет после смерти императора. Россини, умерший в 1868 году, тоже спустя 19 лет был перевезен с парижского кладбища Пер-Лашез во Флоренцию и погребен рядом с могилами Микеланджело и Галилея. Останки Федора Шаляпина попали из Франции в Россию через полвека. Но иногда такие путешествия с место на место длятся веками.

Фридрих II (Великий), носивший титулы короля Пруссии, маркграфа Бранденбурга, герцога Померании и Магдебурга, князя Минденского и Хальберштадтского, но более известный под именем "философа из Сан-Суси", в своем завещании распорядился так: "Я жил жизнью философа и хочу, чтобы меня похоронили как философа, без шума, роскоши и церемоний. Пусть меня отвезут при свете фонаря и без всякого сопровождения в Сан-Суси и тихо похоронят там на вершине террасы, справа, если подниматься наверх, в склепе, который я приказал соорудить".

Но эта воля умершего не была выполнена. Прусский король скончался 17 августа 1786 года в 2 часа 20 минут в своей постели в замке Сан-Суси от водянки. Во время прощания тело умершего покоилось под балдахином в комнате для аудиенций в Потсдамском дворце. Затем племянник Фридриха и его преемник Фридрих Вильгельм Л распорядился похоронить его в гарнизонной церкви Потсдама. Там останки Фридриха II пролежали до 1943 года рядом с прахом его отца, "солдатского короля" Фридриха Вильгельма I. Когда союзники усилили бомбардировку Берлина и его окрестностей, отпрыски королевского рода Гогенцоллернов стали опасаться за сохранность гробницы... Поначалу оба гроба были доставлены в бункер штаб-квартиры люфтваффе в Потсдам-Айхе. Однако с приближением частей Красной Армии останки королей, а также прах Гинденбурга и его супруги перевезли на грузовике в Бернтероде, в Тюрингию, и спрятали их там на руднике, где добывались калийные соли, в одной из штолен. Но саркофаги обнаружили не русские, а американцы. Уходя из Тюрингии, они увезли останки на Запад. Поместив королевские гробы в церкви Элизабет-кирхе в Марбурге, американцы полагали, что нашли для них подходящее место. Но внук кайзера Вильгельма, принц Луи Фердинанд Прусский, придерживался иного мнения. В 1952 году он ночью выкрал останки своих предков и перевез их в часовню замка Гогенцоллернов вблизи Хехингена.

Луи Фердинанд решил исполнить последнюю волю Фридриха Великого и наконец захоронить его останки в склепе в Сан-Суси, который пустует с 1744 года. Склеп расположен рядом с местом, где погребены любимые гончие короля. Адвокат Йоб Фердинанд Штранц, представляющий интересы потомков королевской фамилии, заявил, что возвращение в Потсдам не будет "тихим и скромным", ведь Фридрих Великий является фигурой, символизирующей германское единство".

17 августа 1991 года, в 205-ю годовщину со дня своей смерти, "старый Фриц" обрел наконец покой там, где он хотел найти последнее пристанище.

История с телом Фридриха II впечатляет. Но рекордсменом среди покойников по части перемещений является, пожалуй, завоеватель Мексики испанский конкистадор Кортес.

В свое время Кортес уничтожил большое количество ацтеков и их правителя Куаутемока. Перед своей казнью Куаутемок сказал Кортесу: "Бог спросит с тебя за это!" Проклятье подействовало после смерти испанца. Кортес умер у себя на родине в Севилье в 1547 году, и тело его было торжественно погребено в фамильном склепе герцога Медины Сидения в монастыре святого Исидора. Но через 15 лет (согласно завещанию Кортеса) гроб с его телом вынули и перевезли через океан. Вторичное захоронение состоялось в монастыре святого Франциска в Тескоко. Прошло еще 67 лет, и в 1629 году прах конкистадора перезахоронили в третий раз - теперь уже в церкви святого Франциско в Мехико. Но и это еще не все! В 1794 году мощи Кортеса опять перезахоронили - на сей раз на территории госпиталя Иисуса из Назарета, а поверх надгробия водрузили бронзовый бюст конкистадора работы Мануэля Тольса. В госпитале кости Кортеса пробыли недолго. В 1823 году, когда восставшая Мексика освободилась от испанского владычества, местные патриоты вознамерились разбить склеп Кортеса, а его останки сжечь и развеять по ветру. Однако в последний момент железный ящик с костями Кортеса выкрали и тайком замуровали в стену госпиталя. Но и здесь его прах не нашел последнего успокоения. В 1946 году его разыскали ученые и отправили на исследование. Таким образом, место пребывания праха Кортеса менялось 6 раз!

Пример Кортеса показывает, что посмертные путешествия известных людей заключаются не только в переезде с неприметных мест захоронения в самые роскошные, престижные пантеоны, мемориалы и кладбища, но и наоборот. Еще два приметных случая в истории - это известный деятель Великой французской революции Мирабо и Сталин. Через несколько лет после смерти им пришлось перебираться на менее престижные места захоронения. Тело Мирабо, после того как стало известно о его связях с королем, вышвырнули из Пантеона знаменитых людей Франции на кладбище для преступников, а мумию Сталина ночью 31 октября 1961 года тайком вынесли из Мавзолея и похоронили возле Кремлевской стены (это, конечно, получше, чем кладбище для преступников; впрочем, как сторонник плюрализма не буду оспаривать и противоположного мнения).

Однако перезахоронения - это еще не так страшно. Существует немало случаев физических расправ с покойниками.

В конце IX века папский престол в Риме занимал епископ Формоза. Когда он умер, новый папа Стефан VI решил... судить своего предшественника. Для этого через несколько месяцев после кончины Формозу вырыли из могилы, одели в папские одежды, посадили на трон и подвергли суду. Во время судебного разбирательства были доказаны грехи Формозы, за которые его лишили папского престола. Затем папу казнили - сначала отрубили ему три пальца, которыми он благословлял народ, после чего труп за ноги протащили по Риму и сбросили в Тибр.

А Джона Уиклифа, предшественника английской Реформации, казнили аж через 40 лет после его смерти, последовавшей в 1384 году, Останки Уиклифа выкопали из земли и сожгли. Спустя три века похожим образом англичане поступили с Оливером Кромвелем. Его тело, захороненное в часовне Генриха VII Вестминстерского аббатства, достали из могилы и... повесили, а спустя некоторое время голову выставили на крыше Вестминстер-Холла.

В России в начале XVII века, когда был низложен и убит царь Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев), его тело оставили на Красной площади для всеобщего обозрения. Но поскольку народ проявлял сочувствие убитому, было решено предать его так называемой торговой казни. Из торговых рядов принесли прилавок и водрузили на него труп Лжедмитрия. Затем из Кремля выехали дворяне и хлестали мертвое тело кнутами, после чего взяли маску, приготовленную для праздничного маскарада, и бросили на вспоротый живот Лжедмитрия, а в рот ему всунули дудку. Но и на этом не успокоились. Тело Лжедмитрия, захороненное в придорожной яме, спустя небольшое время вырыли, сожгли, а пеплом зарядили пушку и выстрелили.

Тело Распутина, фаворита русского царя Николая II, через несколько месяцев после смерти выкопали из земли и сожгли в топке парового котла. Тело самого Николая II, а также тела членов его семьи и приближенных, уже убитых, облили серной кислотой и закопали в тайном месте. Сведения о дальнейшей судьбе августейших останков противоречивы. Живущая в Париже писательница Зинаида Шаховская в интервью советскому журналисту сообщила: "Я знаю, куда были увезены останки царской семьи, но не знаю, где они сейчас находятся... Соколов *, собрав эти останки в несколько ящиков, передал их генералу Жанену, который был главой французской миссии и главнокомандующим союзными частями в Сибири.

Жанен привез их с собой в Китай, а потом во Францию, где он не знал, как от них избавиться. В Париже он передал эти ящики Совету русских послов, который был создан в эмиграции. В его состав входили и царские, и уже назначенные Временным правительством послы - М. Н. Гирс (Италия), Е. В. Саблин (Англия), В. Н. Маклаков (Франция)... Вначале эти останки хранились в имении Гирса. Потом, когда Гирсу пришлось имение продать, были переданы Маклакову, который положил их в сейф одного из французских банков.

Когда немцы заняли Париж, то потребовали у Маклакова, угрожая ему, передать останки на том основании, что царица Александра была немецкая принцесса. Он не хотел, сопротивлялся, но был стар и немощен и отдал реликвии, которые, по всей видимости, увезли в Германию. Возможно, они оказались у гессенских потомков Александры, которые похоронили их в каком-то тайном месте..." А вот писатель Гелий Рябов утверждает, что царские останки за границу не вывозились. По словам Рябова, он сумел найти точное место захоронения Николая II под Екатеринбургом, и 1 июня 1979 года вместе о помощниками нелегально извлек из земли останки царской семьи. Два черепа Рябов увез в Москву на экспертизу (в то время писатель был близок к руководству Министерства внутренних дел СССР). Однако ни один из экспертов не осмелился заняться исследованием останков Романовых, и писателю пришлось в том же году вернуть черепа в могилу неопознанными. В 1989 году специалист бюро судебно-медицинских экспертиз РСФСР Сергей Абрамов вызвался помочь Рябову. По фотографиям и слепкам черепов он предположил, что все похороненные во вскрытой Рябовым могиле являются членами одной семьи. Два черепа принадлежат 14-16-летним (дети царя Алексей и Анастасия), один-человеку 40-60 лет, со следами от удара острым предметом (Николая II во время визита в Японию ударил саблей по голове какой-то фанатик полицейский).

В 1991 году местные власти Екатеринбурга по собственной инициативе провели очередное вскрытие предполагаемого захоронения императорской семьи. Год спустя эксперты подтвердили, что найденные останки принадлежат Романовым.

В настоящее время останки царской семьи похоронены в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. В августе 2000 года Архиерейский Собор Православной церкви причислил последнего царя России Николая II и членов его семьи к лику святых.

Не повезло и праху многих других представителей дома Романовых. Так, в 1929 году перед взрывом Вознесенского монастыря большевики откопали и ограбили царские саркофаги. Сняли даже полотно, в которое были запеленуты останки великих княгинь и цариц. Остатки праха на многие десятилетия свалили в подвал Архангельского собора Московского Кремля, как ненужный хлам.

Будем справедливы: такое варварство знала не только отечественная история. Французы, например, тоже не пощадили прах своих монархов во время Великой французской революции. Революционеры с яростным наслаждением разрывали и грабили королевские могилы в базилике Сен-Дени. Впрочем, что еще было ожидать, если нашлись такие горячие головы, которые даже раку святой Женевьевы не пощадили - сожгли на Гревской площади.

Традиция небрежного, а то и кощунственного отношения к праху умерших продолжается до сих пор. Вот лишь один пример. В Севастополе в усыпальнице Владимирского собора были захоронены четыре знаменитых русских флотоводца XIX века. В 1931 году помещение собора было отдано под авиамоторные мастерские Осоавиахима. Ретивые ниспровергатели "старорежимных кумиров" разломали гробы и уничтожили большую часть адмиральских останков. Затем склеп засыпали землей и замуровали. В 1974 году, когда в соборе был организован Музей героической обороны и освобождения Севастополя, на дне расчищенного склепа обнаружили немногочисленные останки адмиралов. Их собрали и увезли в Ленинград. А в Ленинграде они... потерялись.

Занимавшийся этой проблемой журналист пишет: "Прах великих сынов Отечества просто сгинул куда-то безвестно, и вот уже длительное время никто не может выяснить его местонахождение. Говорят, студент-археолог, доставивший останки в Ленинград, упрятал их в кладовку одной из здешних коммуналок, а сам укатил в очередную экспедицию. И пылятся где-то между ржавыми тазами и старыми валенками еще более старые и, похоже, никому не нужные кости. Первооткрывателя Антарктиды, многолетнего командира Черноморского флота Михаила Лазарева, героя Наваринского и Синопского сражений Павла Нахимова, погибшего в бою на Малаховом кургане, Владимира Корнилова, который возглавил оборону Севастополя в самый критический момент и погиб на том же кургане. Их героического соратника Владимира Истомина, сраженного вражеским ядром там же, под Севастополем".

Пока мы вели речь о почивших в иные времена. Но и в наши дни останкам великих людей не всегда легко найти покой. Например, вокруг праха киноактрисы Греты Гарбо, умершей 15 апреля 1990 года, возник спор, из-за которого кремационная урна попала не на кладбище, а на полку похоронного бюро в Нью-Йорке. Дело в том, что Грета Гарбо, чья фамилия по отцу Густавссон, имеет шведские корни. Однако большую часть своей жизни актриса провела в США. Вот и возник спор, где хоронить Грету Гарбо. Шведы хотели бы сделать это на одном из кладбищ Стокгольма, а несколько американских городов предложили, чтобы урна была погребена на их земле. Окончательное решение - за племянницей и наследницей актрисы миссис Рейсфилд.

На фоне жутких фактов уничтожения и бесконечного перемещения и продажи останков знаменитых людей отрадно вспомнить о бережном отношении к телам Александра Македонского и Горацио Нельсона. Приближенные великого полководца древности, умершего в жарком климате Вавилонии, везли его тело на родину в бочке с медом. Ну а знаменитого адмирала Нельсона, который погиб во время Трафальгарского сражения, доставили в Англию в бочке с коньяком. Адмирал был похоронен в Вестминстерском аббатстве, а что стало с коньяком, историки, к сожалению, не сообщают.

* Н. А. Соколов - следователь по особо важным делам Омского окружного суда, который во время занятия Екатеринбурга белыми войсками вел расследование убийства Царской семьи и впоследствии написал об этом книгу.

0

7

Премия Дарвина-прямой показатель идиотизма в мире!

0


Вы здесь » СУМРАЧНЫЙ ФОРУМ » Сверхъестественное » Хроники Харона или всё, что мы знаем о смерти