СУМРАЧНЫЙ ФОРУМ

Объявление

Форум вновь заработал!Ждём старых и новых участников!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СУМРАЧНЫЙ ФОРУМ » Сумеречная зона » Психософия и соционика


Психософия и соционика

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Психософия (Психе-йога, психейога, типология Афанасьева) - это типология, созданная А.Ю.Афанасьевым на базе соционики, которую он по-своему интерпретировал. В отличие от соционики, которая исследует структуру человеческой психики, психософия изучает сферу приоритетов человека, его собственные представления о своем внутреннем мире и своих возможностях.
Согласно психософии, всю сферу человеческого бытия можно условно разделить на 4 аспекта -
Физика (материя),
Логика (знания) ,
Эмоция (эмоции, предчувствия), и
Воля (цель).
Короче говоря, это приоритеты человека. Определяя их место (1, 2, 3, 4), можно составить комбинацию, определяющюю тип.
По каждому аспекту у любого человека возможна одна из установок сознания (прим. - введено Василенко А.Э.), характеризующая отношение к себе и к окружающим по каждому из аспектов: принятие, или непринятие. Принятие обозначается знаком "+", непринятие - знаком "-". Таким образом, установки сознания по каждому из аспектов бытия могут существовать в одной из четырех форм:

1. Я+ Вы- "Мое мнение - единственно верное, вашего мнения не существует.
2. Я+ Вы+ "Я оставляю за собой право думать так как я считаю нужным, ваше мнение я тоже учитываю"
3. Я- Вы- "Я не уверен в себе, но и ваше мнение вызывает у меня сомнение"
4. Я- Вы+ "Я не разбираюсь в этом и полностью принимаю ваше мнение".

Комбинирование различных вариантов установок по каждому аспекту бытия дает нам 24 варианта типов в психософии (ПС-типов), обозначающиеся буквенными аббревиатурами (в зависимости от порядка каждого аспекта в его структуре) и псевдонимами.

Каждый аспект встает на свое место и обретает свою характеристику. Предлагаю вашему вниманию аспект Воля:

Воля (цель) - это некоторая сила (сила духа, желание), которая приводит в движение все остальные аспекты бытия.
По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
1-я Воля. Царь.
Один из признаков носителя первой воли - абсолютная уверенность в правомочности своих желаний. При этом Царь четко различает, где его настоящее желание, а где - мелочь, пустяк. В любом деле Царь ориентируется только на свои собственные желания. Чужие желания и их противоречие со своими желаниями обладателю первой воли не мешают, он не рассматривает их как нечто, заслуживающее внимания. Чужие желания - это просто некий набор условий, которые нужно учитывать при реализации своих собственных. По мнению Царя, нет таких ситуаций, которые могут помешать исполнению его желаний, более того, сам факт наличия какого-либо желания говорит о том, что оно выполнимо.
2 Воля. Дворянин.
Реализуя свои желания, представитель второй воли всегда учитывает желания окружающих. Дворянин всегда интересуется желаниями окружающих и старается найти разумный компромисс, если эти желания вступают в противоречие с его интересами. Во всех своих делах Дворянин стремится к тому, чтобы, по возможности, ничьи права не были ущемлены, в том числе и его собственные. Дворянин всегда готов уступить (в разумных пределах), либо обсудить возникшее противоречие и найти способ, чтобы достичь компромисса. По его мнению есть некоторый предел, в рамках которого нет ничего невозможного, и границы возможного им четко осознаются. Дворянин никогда не навязывает своих желаний другим, но наоборот, желает помочь окружающим определиться со своими собственными желаниями и настроен на диалог, чтобы помочь им разобраться в себе.
3 Воля. Мещанин.
Свои желания представителем третьей воли осознаются плохо. Он может фантазировать на тему "чего бы я хотел", но не сделает и шага в выполнении хотя бы одного своего желания, а если ему указать на это, упрекнув тем самым в непоследовательности, он может обидеться. При этом Мещанину свойственно ощущение, что его собственные желания и его права никем не учитываются. А поскольку четкого определения, что это за "права", и где находятся их границы, Мещанин не имеет, подобное противоречие доставляет ему множество страданий. Когда у него возникает чувство, что его в чем-то "ущемили", Мещанин способен возмущаться и "добиваться справедливости". Или же он будет молча страдать в сторонке, если не уверен, что имеет право возмущаться, или будет копаться в себе и убеждать себя, что это ему просто показалось. По этой причине Мещанин нуждается в активном диалоге окружающих в вопросах его собственных прав и желаний. Ему необходимо, чтобы они демонстрировали постоянную готовность согласовывать свои желания с его желаниями, и тем самым подталкивали его к осознанию этих желаний, придавали ему уверенность в том, что он имеет на это право, в этом случае, он перестает ершиться и "капризничать" и оказывается, что в сущности Мещанин - довольно покладистый человек, способный идти на компромиссы.
4-я Воля. Крепостной.
Для представителя четвертой воли свои собственные желания - нечто не принципиальное. Нельзя сказать, что он совсем ничего не хочет. Он, может быть и хочет чего-то, только ему удобнее, чтобы кто-нибудь другой захотел того же самого, и начал действовать. А если такого человека рядом нет, то носитель четвертой воли может очень долго тянуть с реализацией своего желания, более того, он даже может никогда никому не сказать, что он чего-то хочет. Может показаться, что Крепостной, как лист носимый ветром, ведется на желания окружающих, и в какой-то мере это так и есть, если его вышестоящие функции не вступают в противоречие с чужими желаниями. Главное, чтобы эти желания были высказаны четко, ясно и, желательно, без вариантов и обсуждений. Очень часто Крепостной является фаталистом, по его мнению, от его собственной воли мало что зависит. Он старается выбирать себе в окружение людей, целеустремленных в исполнении своих желаний, к реализации которых ему нужно просто присоединиться.
Другие аспекты:

Физика
Физика (материя) - это совокупность всех предметов, существующих в материальном мире, их физический свойства и характеристики, манипулирование объектами.
В зависимости от положения физики в структуре приоритетов человека, его можно отнести к одной из условных групп:
1-я Физика. Собственник.
Во всех вопросах материального мира Собственник ориентируется только на свои собственные вкусы и потребности. Весь материальный мир делится для первой физики - на "мое" и "не мое". Все "мое" полностью находится во власти Собственника. Он не умеет подстраиваться под физические потребности других людей. Если какая-то вещь, которую Собственник считает "не своей", попадется ему под руки, он может ее просто не заметить, и в результате - поломать или испортить, т.к. она для него как бы не существует и не представляет никакой ценности. Обладатель первой физики не любит нести ответственность за "чужое". Со "своими" вещами (а к ним относится всё, касающееся материального мира - материальные ресурсы, деньги, внешность, физическое самочувствие и т.п.) Собственник обращается аккуратно и так, как он считает нужным. Его невозможно убедить изменить свое мнение о том, каким образом обращаться с "его" материальным объектами. Он с трудом меняет свои привычки, и делает это только по собственному разумению, его можно назвать лентяем и сибаритом. Все что могут сделать окружающие - это подстроиться под привычки собственника, с тем, чтобы не мешать ему реализовывать свои физические потребности.
2-я Физика. Труженик.
Область материального мира - это та сфера, где Труженик может проявить себя. Труженик - трезвый и практичный человек, крепко стоящий на ногах. Всю свою жизнь Труженик совершенствует свои навыки в различных прикладных областях, оттачивает различные технологии, повышает квалификацию. Обладатель второй физики способен помогать окружающим в их взаимодействии с материальным миром ради собственного удовольствия. Труженику доставляет удовольствие разбирать все детали, мелочи, из которых складывается жизнь, давать советы, принимать активное участие в материальной жизни близких ему людей. В тоже время он не забывает и о своих собственных потребностях, умея получать физическое удовольствие и приспосабливаться к любым условиям, обеспечивая и себе и окружающим его людям физический комфорт. Однако если советы Труженика игнорируются, или, еще хуже, критикуются окружающими, это его обижает.
3-я Физика. Недотрога.
В вопросах материального мира носитель третьей физики чувствует крайнюю неуверенность, даже если она не имеет под собой оснований. Недотрога от природы очень мнительный в вопросах, касающихся его здоровья, внешности, физических ощущений. Недотрога делит весь материальный мир на "мой" и "не мой", однако в границах этого разделения он постоянно не уверен, что доставляет ему дискомфорт. И если в вопросах собственного физического тела их еще можно четко определить, то где начинаются и заканчиваются границы его собственных материальных ресурсов, ему определить сложно. Он не любит чужих прикосновений к себе и к своим вещам. Недотрога часто испытывает страх нехватки материальных ресурсов (денег, вещей, здоровья и т.п.), что может сказаться на его самочувствии, он может периодически впадать в уныние от "неуверенности в завтрашнем дне", становиться скрягой, делать запасы, экономить. Он нуждается в активном участии окружающих в своем материально благополучии. Людям, которым он доверяет, Недотрога может пожаловаться на проблемы со здоровьем, нехватку денег, и ему бывает достаточно просто выражения уверенности в том, что все в порядке, чтобы перестать беспокоиться по этому поводу. Недотроге порой и самому хочется стать авторитетом в вопросах физической сферы - он активно осваивает различные ремесла, рукоделия, охотно берется за решение хозяйственных вопросов, однако от подобной ноши он очень устает, хотя и не решается в этом признаться. На каждое свое действие он ждет одобрения - вкусно ли то, что он приготовил, удобно ли он все устроил, выгодно ли его решение и т.п. Людей, которые оказываются невнимательными к его материальному благополучию, Недотрога старается не обременять своими проблемами, а тех, кто упорно не замечает его потребностей, или даже действует в ущерб им - боится и избегает.
4-я Физика. Лентяй.
В вопросах физической сферы обладатель четвертой физики сам по себе способен удовлетворяться необходимым минимумом, который, в свою очередь зависит от мнения его окружения по этим вопросам. Лентяя можно назвать лентяем в прямом смысле лишь в том, что ему лень определять уровень своих собственных материальных потребностей, и уж тем более ему неохота думать об этом за других. Ему проще, чтобы окружающие сами решали, без его участия, что конкретно им нужно в материальном плане - необходимый им уровень комфорта, обеспеченности и т.п., а он уже, в свою очередь, готов поддержать их, и, по возможности, помочь в реализации этих потребностей. Он будет выполнять их запросы и требования, лишь бы ему сказали, что конкретно нужно сделать и чем он может помочь. Что касается своих собственных материальных потребностей, то они определяются авторитетными для него людьми, при условии, что эти потребности не входят в противоречие с вышестоящими функциями. Он не любит рассуждений на тему быта, физического здоровья и благополучия, эти вопросы, по его мнению, должны быть один раз определены и поддерживаться на должном уровне без лишних разговоров.

Логика
Логика (знания) - это продукт деятельности человеческого разума: идея, понятие, знание, а также сам процесс оперирования абстрактными идеями и понятиями.
По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
1-я Логика. Догматик.
Особенность носителя первой логики - уверенность в своей правоте. Если это человек умный, то подобная уверенность, как правило, рождается не на пустом месте: прежде чем сформировать собственное мнение, он вначале собирает информацию, а уж потом формирует свое собственное. Вот почему попытки же оспорить его мнение позволяют посчитать спорщиков "людьми неумными", и искренне удивляться, как можно не понимать очевидных вещей. Догматик любит поговорить на интересующую его тему, и послушать, что скажут другие умные люди, чтобы в процессе обсуждения сформировать свое мнение, и не любит спорить только для того, чтобы доказать свою правоту. Он не любит длинных рассуждений, допущений и прочих риторических приемов, целью которых является подвести слушателей к принятию его точки зрения. Так же ему неинтересны чужие рассуждения, целью которых является доказать ошибочность его собственных суждений - он ведь уверен в их правильности, поэтому попытки его переубедить кажутся ему глупыми и смешными, а если оппоненты ведут себя слишком активно, это может его раздражать. Догматика отличает способность к точным и лаконичным формулировкам, при этом он не любит доказывать их точность и нервничает, если его пытаются вынудить это сделать. Если же Догматику приходится признавать ошибочность своих убеждений, это может серьезно его расстроить, вплоть до депрессии и ощущения "что жизнь не удалась".
2-я Логика. Ритор.
Обладателю второй логики доставляет удовольствие процесс построения логических цепочек и доказательств. Ритора смешат догматические, безапелляционные высказывания , поскольку он понимает, что доказать можно все что угодно, чем он, собственно иногда и занимается, просто ради забавы - сначала докажет одно, а потом, опираясь на те же самые факты - противоположное. Именно поэтому он никогда не принимает на веру ничьих логических убеждений. Ему нравится рассуждать и участвовать в чужих рассуждениях, он охотно может ввязаться в спор, просто ради спора, чтобы иметь удовольствие лишний раз поиграть доказательствами, при этом он может даже помогать своим собеседникам, запутавшихся в собственных логических цепочках, поскольку его целью в споре не является доказательство собственной правоты. Единственное, что его может серьезно задеть - это пренебрежение к его логическим способностям и нежелание его слушать.
3 Логика. Скептик.
Скептик крайне придирчиво рассматривает логичность и последовательность в любых умозаключениях. Причем бывает, что за этим разбором он не успевает, или не способен оценить сам результат этих умозаключений, и бывает, что действительно ценная и стоящая информация, или мнение отбрасываются Скептиком как не стоящее его внимания только по той причине, что под эту информацию не была подведено достаточно убедительное и стройное логическое объяснение. Сам скептик догадывается об этом своем качестве и поэтому невольно в любых рассуждениях ждет подвоха: "Где же его ждет логическая ловушка?". Скептик очень болезненно воспринимает критику своих убеждений и умственных способностей, он крайне неохотно отказывается от своего мнения, даже если подспудно чувствует его несостоятельность. Переубедить Скептика можно только постепенно подробно обосновывая иную точку зрения, разбив процесс убеждения на несколько промежуточных этапов, каждый раз проверяя, все ли он понял и принял. Чувствуя свою неуверенность, он иногда отказывает что-либо логически обосновать, т.к. ему страшно ошибиться в логической цепочке. Однако чаще он все же ввязывается в спор, и получает большое удовольствие, разбив своими логическими доводами противника в пух и прах, впрочем, даже не смотря на победу, его гложут по этому поводу сомнения, и Скептик нуждается в авторитетном подтверждении своей правоты, желательно с подробным разбором его логических выкладок.
4-я Логика. Школяр.
В сфере логических убеждений Школяр ориентируется не на процесс их выработки, а на результат - сами убеждения. Логически выкладки интересуют его не сами по себе, а только в применении к жизни. Абстрактые умозаключения ему не интересны. В течение жизни носитель четвертой логики обрастает людьми, которые симпатичны ему по каким-либо причинам, и если они способны кратко и четко изложить свое мнение по интересующим Школяра вопросам, то такие люди становятся для него "авторитетами", к чьему мнению Школяр обязательно прислушивается. Получив новую информацию от такого человека Школяр сначала выслушивает ее, соглашается с ней, а уж потом осмысливает, оценивает, насколько она применима к жизни согласно его вышестоящим функциям, и если он не ошибся в выборе "авторитета", то в очередной раз находит подтверждение правильности высказанной мысли. Представителю четвертой логики бывает лень что-то логически обосновывать, проще отослать собеседника к тем же "авторитетам", которые по его мнению довольно ясно все изложили. Порой ему бывает неудобно, если "авторитетов" несколько, и они между собой не согласны в некоторых логических нюансах, которые Школяру различить довольно трудно. Однако, уже если Школяр взял на себя труд что-то сформулировать, то это будет сделано очень четко и максимально емко.

Эмоция
Эмоция (эмоция, предчувствия) - это способ познания мира без материального контакта с ним. Чувства, эмоции, предчувствия, личные переживания субъекта.
По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
1-я Эмоция. Романтик.
Носитель первой эмоции настолько поглощен своими собственными эмоциями, что не способен замечать эмоции окружающих его людей. Романтика отличают бурные (порой даже чрезмерно) реакции на происходящее. Он не оценивает, насколько уместно проявление тех или иных чувств, поскольку считает, что любая его реакция - совершенно естественна. Загоревшись какой-то идеей, Романтик не может от нее отвлечься, ему необходимо полностью перегореть, доведя свои переживания до пика. По мнению Романтика, только он имеет право определять, какие эмоции уместны или неуместны в той или иной ситуации, и что должны при этом испытывать остальные люди. Если он встречается с обратным, если окружение игнорирует его эмоциональное состояние, он может обидеться, увеличить дистанцию с этими людьми, посчитав их бесчувственными и невнимательными.
2-я Эмоция. Актер.
В своих эмоциях Актер нацелен на окружение. Его эмоции всегда будут адекватны фактам, которые их вызвали. Он легко перевоплощается, не зацикливается на своих эмоциях. Может показаться, что у Актера нет своих собственных чувств, однако это не так, представитель второй эмоции настроен на корреляцию своего эмоционального состояния с его уместностью в ситуации, а также с эмоциями окружающих. Более того, он помогает окружающим справиться со своими негативными эмоциями, в нужный момент подхватывая их, и плавно и незаметно для окружающих их корректируя, выравнивает эмоциональных фон по своему усмотрению.

3-я Эмоция. Сухарь.
Отличительная особенность представителя третьей эмоции - желание контролировать свои и чужие эмоции с неспособностью это сделать. Сухарь крайне беззащитен перед эмоциональной атакой. Попав в ситуацию эмоционального давления, он способен совершенно потерять над собой контроль, будет ли он в этот момент холоден, замкнется в себе, или впадет в истерику - его поведение не будет адекватно ситуации. В такой ситуации сухарь становится совершенно беззащитным перед насмешками. И хотя он чувствует свою уязвимость, он абсолютно не способен защитить себя. Сухарь не уверен в своих эмоциональных оценках и переживаниях, и поэтому нуждается в непрекращающейся ненавязчивой эмоциональной поддержке, внимании к его собственным чувствам, постоянном ненавязчивом убеждении его в том, что все хорошо, что он - хороший, он нравится окружающим, не кажется им смешным, что он адекватен в своих эмоциях.

4-я Эмоция. Зевака.
Для Зеваки свои собственные эмоции имеют очень мало значения. Он не уверен ни в "правильности" своих эмоций, ни в самом факте их существования. Однако эмоциональные люди его привлекают. Зевака способен заражаться чужими эмоциями: улыбаться, когда вокруг все улыбаются, или грустить, когда окружающие грустят. В то же время его могут раздражать попытки "вникнуть в его эмоциональное состояние" и подстроиться под него, для Зеваки это может показаться неискренностью. Носитель четвертой эмоции полностью зависим в своих эмоциональных оценках от мнения окружающих, особенно если эти оценки хорошо сочетаются с его мнением по вышестоящим функциям, со временем он нарабатывает готовые шаблоны таких мнений по вопросам человеческих отношений, нравственности, характеристикам тех или иных произведений искусства и т.п., которые он, впрочем, легко может изменить, поскольку сами по себе они для него не являются принципиальными.

0

2

Соционика - это наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, т.е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию.
Соционика поможет вам лучше разобраться в себе, найти свое место в обществе и в мире. Давно уже известно, что нет универсальных людей, способных реализовать себя в любой деятельности, а эта наука дает возможность подобрать наиболее подходящий род занятий.
Соционика поможет вам лучше понимать возможности и способности других людей, что можно требовать от человека и что от него ожидать.
Психические различия между людьми заключаются в разных способах восприятия, переработки и выдачи информации. Психика человека представляется в виде модели (Модель А), состоящей из 8 функций. На месте каждой из функций, как в ячейках, располагаются в определенном порядке восемь аспектов.

Чтобы представить полную модель каждого типа, достаточно определить, какие аспекты находятся на месте первых двух функций или в блоке ЭГО.

Порядок расположение аспектов в Модели А определяется 4 дихотомиями – парами взаимоисключающих признаков:

рациональность–иррациональность;
экстраверсия–интроверсия;
логика–этика;
сенсорика–интуиция.

У каждого человека доминирует один из признаков в каждой паре дихотомий. Выбрав из пар дихотомий по одному признаку, наиболее вам свойственному, вы сможете определить свой тип. Их 16:

Логико-интуитивный экстраверт - "Джек Лондон"
Логико-сенсорный экстраверт - "Штирлиц"
Этико-интуитивный экстраверт - "Гамлет"
Этико-сенсорный экстраверт - "Гюго"
Логико-интуитивный интроверт - "Робеспьер"
Логико-сенсорный интроверт - "Максим Горький"
Этико-интуитивный интроверт - "Достоевский"
Этико-сенсорный интроверт - "Драйзер"
Интуитивно-логический экстраверт - "Дон Кихот"
Сенсорно-логический экстраверт - "Жуков"
Интуитивно-этический экстраверт - "Гексли"
Сенсорно-этический экстраверт - "Наполеон"
Интуитивно-логический интроверт - "Бальзак"
Сенсорно-логический интроверт - "Габен"
Интуитивно-этический интроверт - "Есенин"
Сенсорно-этический интроверт - "Дюма"

Трансерфинг к примеру (куда ж без него) - суть мышления интуитивно-этического интроверта.

Экстраверсия - Интроверсия

Экстраверсия - экстраверты ориентированы на внешний мир, на объекты и их качества.
Интроверсия - интроверты ориентированы на взаимосвязи, между собой и внешним миром, а также между объектами.

Интуиция - Сенсорика

Сенсорика – сенсорики воспринимают материальную часть мира - вкус, цвет, размер и т.д. Такая информация воспринимается более медленно, но хорошо ими усваивается и сохраняется. С возрастом сенсорики становятся более опытными, "взрослыми".
Интуиция - интуиты лучше воспринимают нематериальную часть мира. Восприятие информации происходит настолько быстро, что это даже не осознается, однако такая информация может не задерживаться надолго в сознании.

Логика - Этика

Логика – логики оценивают мир с точки зрения правил, логических связей.
Этика – этики оценивают мир с точки зрения чувств, эмоций, переживаний своих и других людей.
Кстати и дуализм в соционике тоже есть.
Между 16 типами - 16 видов взаимодействия. Может для кого-то окажется важным, что и во взаимоотношениях тоже можно дуализироваться.

Дуальные отношения
Это отношения полного психологического дополнения. Являются наиболее оптимальными для обеспечения жизнедеятельности индивида. Эти отношения - самые удобные, там не нужно приспосабливаться друг к другу. Общаясь с дуалом, человек может оставаться самим собой. Происходит естественное, самой природой обусловленное разделение обязанностей, и человек в такой паре получает возможность заниматься посильным и интересным для себя делом. В дуальных парах редко возникают конфликты, а если и возникают, то быстро и безболезненно разрешаются. Партнеры подходят друг к другу как две половинки разорванной фотографии, вместе составляющие одно целое. Но именно из-за того, что быстро устанавливается взаимопонимание и нет внутренних источников напряжения, дуала не сразу выделяешь среди других людей.
Дуал кажется слишком простым и понятным, а значит, и не заслуживающим внимания. Это первая позиция, которую может занять человек, встретив дуала. Она скорее свойственна экстравертам. Вторая позиция - это, когда говоришь себе: он слишком хорош для меня, я вряд ли смогу ему понравиться. Эта позиция больше характерна для интроверта. Обе эти позиции встречаются у людей, не имевших опыта дуального общения в детстве. Как же ощутить на себе действие дуальности? Во время общения с дуалом особого комфорта человек поначалу не испытывает. Все протекает обыденно и каких-то эмоций не вызывает. Дуал воспринимается как тень, как нечто вполне естественное и поэтому ничего не значащее. Насколько этот человек был тебе нужен, воспринимаешь только тогда, когда расстался с ним. Потерю дуала человек воспринимает и переживает очень остро, длительное время места себе не находит. Привыкнув к дуалу, приобретя опыт дуализации, начинаешь, наконец, осознавать, что его присутствие тебя успокаивает, дает чувство защищенности. При благоприятствующих подтипах этот эффект усиливается еще больше.
Однако значение дуальных отношений не следует и переоценивать. Это - норма отношений для будней, для повседневной жизнедеятельности. Обретя дуальность, человеку хочется большего, а именно социальной значимости своей личности, какой-то борьбы, отклонения от нормы. В рамках дуальности эта цель не достигается. Но не имея дуальной защищенности, социального признания человеку добиться крайне трудно. Ну а в целом, без дуализации человеку нельзя обойтись лишь в двух случаях: во-первых, когда на карту поставлена сама жизнь человека, т.е. для выживания в неблагоприятных условиях социальной среды, и во-вторых, когда человек двигается вверх по социальной лестнице в условиях острой конкуренции, т.е. для карьеры.
Кто вы? Рационал или Иррационал?

Существует врожденное различие между людьми, которое определяется работой полушарий. Одно полушарие человека воспринимает и обрабатывает информацию, получаемую при наблюдении за статичными объектами, объектами в состоянии покой, другое при наблюдении за объектами, находящимися в динамике, то есть движущимися объектами. Поэтому одно полушарие можно назвать статичным, другое динамичным. Это нетрудно проверить каждому, закрывая то один, то другой глаз. Когда человек за рулем или просто так через окно машины наблюдает за бегущими домами, у пего гораздо более интенсивно работает динамичный глаз. Когда машина остановится, работает другой статичный. Когда на что-то движущееся смотрим статичным глазом, начинает немного рябить и можно почувствовать даже небольшое головокружение. Это можно заметить и когда смотрим телевизор. (Аушра Аугустинавичуте)

Хочу предложить описание этого парного признака (дихотомии):

Тамара и Анатолий Панченко
Комментарии: Вера Новикова

Иррациональность

Итак. Вас интересует, чем отличается Рациональный от Иррационального? Это очень просто. Что делать? Идите в гости. Лучше в выходной. Желательно с утра. И, самое главное, без предварительного телефонного звонка. Пришли? Звоните. Что Вам говорят? Сейчас халатик наброшу? А Вы слышите, что одной рукой набрасывается халатик, другой дается кому-то подзатыльник и что-то спешно распинывается ногами по углам? Добро пожаловать в гости к иррациональному! Да, ботиночки можно вот сюда, в уголочек, только сами запоминайте, куда их ставите, иначе, если собака не съест или дети с балкона не сбросят — сами уйдут. Уйдут — уйдут, у нас тут, знаете, все как-то ходит. Петелечки нет на Вашем пальто? Мелочи, мы уже забыли, как они выглядят. Вот сюда, пожалуйста... Да, вот так и живем... Ну, что ж, ремонт, конечно, собираемся, да вот не решили, когда начать, то ли на той неделе, то ли года через полтора. Хозяин? Обещал быть вчера, ждем послезавтра. Да все хорошо. Телевизор вот купили. Да, дорогой. Ну, где-то подзаняли, что-то подпродали. Хороший. Дети, правда, без нас его настроить решили. Не получилось у ребятишек. Да, не показывает, к сожалению. Вот, думаем, может, новый купим. Этот? Детям же надо с чем-то играть. Технику, да, очень любят. Чайку? У нас, правда, чашечки разные и сахара нет, но чаек хороший, индийский. Знали бы, что в гости зайдете, подготовились бы. Неудобно как-то. Мы, вообще-то, планировали сегодня в деревню, да, знаете, к старикам, к природе, да вот не сложилось. Да что-то настроение не то, решили дома, семьей. Вот Вы пришли, тоже радостно. А как у Вас? Все хорошо? А мы тут решили спортом заняться, как в телевизоре «Мама, папа, я — спортивная семья». Да, даже уголок купили спортивный. Что-то в нем не то, правда, было, бракованный, наверное, младшенький как полез, так и упал. Да, вывих. Так предупреждала же я их, спорт, он еще никого до добра не доводил! Что, уже уходите? Что ж так скоро? Три часа уже прошло? Надо же, а я на рынок собиралась, ну ничего, завтра схожу. Да. Вы заходите почаще, мы тут по-простому, посидим, поговорим, заходите.

И выходишь на улицу, и голова как-то сама собой гордо поднимается и думаешь: «Черт возьми, хорошо-то как! Не один я такой!».

Рациональность

Иногда, он, рациональный, конечно, позволял поспать себе подольше. Минут на семь. Но вставал виноватый и день летел к черту. Кофе каждый день ни к чему, потому что, во-первых, можно привыкнуть, а во вторых, надолго не хватит. А тратить деньги он не любил. Вернее, любил, но не просто так.

Двадцать три с половиной минуты уделив утренней гимнастике, он с удовольствием ушел в душ, не включая света. Зачем? Себя он видел уже неоднократно, а что где лежит — голова еще не вспомнила, а руки уже взяли. Да и опять же экономия. И не жадный он вовсе. Просто ни к чему пользоваться чем-то, без чего можно обойтись. Кажется, день обещал быть удачным. Даже автобус подошел вовремя, сэкономив минут двадцать времени. Куда же его теперь деть? Смотреть на витрины он не любил и газета на ходу не читалась. Взгрустнулось. До утреннего чая оставалось сорок две минуты, но почему-то уже хотелось есть. Подумав о том, что эти минуты будут трудными, он приступил к работе. Больше всего он не любил, когда его отвлекают. Тогда разбегались все мысли и собрать их опять было сложнее, чем придумать новые. Но были священные минуты перерыва на обед и окончания трудового дня. Аккуратно сложив чистые листочки к чистым листочкам, наполовину исписанные листочки к наполовину исписанным, сломанные карандаши в красную коробочку в правом верхнем углу стола, очинённые в стаканчик, линейку в средний ящик, скрепочки к скрепочкам, кнопочки к кнопочкам, папочки к папочкам, точилку для карандашей сначала в пластмассовый футлярчик, а потом рядом с красной коробочкой в правом верхнем углу стола, ластик рядом с линейкой в средний ящик, ручки уложив в последовательности красная, черная, синяя, зеленая — в кожаный футлярчик и рядом с точилкой для карандашей, которая лежала рядом с коробочкой красной в правом верхнем углу стола, закрыл сначала верхний ящик, затем средний, затем нижний, встал, придвинул стул к столу, выключил лишние электроприборы, поправил галстук, пригладил волосы, смахнул пыль с начищенных туфель и вышел к чаю. День обещал быть радостным.

Комментарий В.Н.: Для большей показательность автор несколько утрирует примеры и приводит крайнюю степень проявленности признака. Истина, как обычно, где-то посередине.

Юнг писал, что рациональное есть соотносящееся с разумом, порожденное разумом, а иррациональное - соотносящее с непосредственным восприятием. Рационалов иногда называют решающими, а иррационалов - воспринимающими. Мы можем сказать, что рационалы живут, исходя из принятых решений, а иррационалы, исходя из того, как складывается ситуация, которую они, собственно, и воспринимают. Жить и принимать решения по ситуации характерно для иррационалов. Рационалы же, напротив, стремятся воздействовать на складывающиеся обстоятельства для того, чтобы трансформировать их в соответствии с принятым решением, т.е. поступать так, как решили, несмотря на ситуацию.

Решение рационалов обычно формулируется как план действий или система правил, которым они стараются следовать в любой ситуации. Они стараются продумать заранее, что, как и когда они будут делать. Наличие плана привносит в жизнь рационала стабильность, ощущение опоры и спокойствие. Срыв плана переживается крайне болезненно и всегда требует составление нового плана. Планы рационалов разных типов могут отличаться своей детализацией, временным охватом и т.п., но они всегда являются определяющими жизнь рационала.

Иррационалы тоже что-то планируют. Но их план скорее предположение или пожелание того, что может произойти. А может и не произойти. Ситуация складывается по-разному, новые обстоятельства приносят новые возможности и ощущения, под влиянием которых план иррационала может претерпеть существенные изменения. Поэтому иррационал старается не строить глобальных планов, чтобы иметь возможность оперативно что-то решить "по ситуации". Наличие жесткого плана иррационала скорее сковывает, напрягает, обязывает. Если план - это список рабочих дел на сегодня, то иррационал стремится поскорее эти дела сделать, чтобы вздохнуть свободно и наконец-то начать жить. Соответственно, к срывам планов иррационал относится довольно спокойно, потому что не план, а свободное течение событий определяет его жизнь.
Некоторым может показаться, что данная типология, предполагающая сильные и слабые аспекты восприятия как-то нарушает целостность индивидуума. Но это не так. В структуре информационного метаболизма каждого человека присутствуют все 4 аспекта (логика, этика, сенсорика и интуиция), каждый из которых может быть экстравертным и интравертным, т. е их по сути 16 видов. И каждый из них стоит на своем месте в модели А – основополагающей для этой теории.
Различные комбинации аспектов и образуют ТИМ. Но модель А одинакова для всех людей.

Модель А:

Первая функция - главная (базовая), она определяет программу действий человека, его жизненные позиции.
Вторая функция - творческая - определяет, каким образом человек реализует первую функцию.

Первые 2 функции составляют блок ЭГО, это блок творчества, уверенности в своих знаниях и действиях.

Третья функция - ролевая. Аспекты этой функции проявляются, в новой обстановке, например, когда человек вступает в контакт с окружающими, или если происходит что-то неожиданное.

Четвертая функция - болевая. Это слабое место человека, функция комплексов, мешающих развитию личности.

Третья и четвертая функции образуют блок СУПЕРЭГО, это блок контроля творчества, блок наибольших сомнений и переживаний, он служит для обратной связи с внешним миром.

Блоки ЭГО и СУПЕР-ЭГО образуют ментальное кольцо, все его функции проявляются человеком осознанно.

Пятая функция - внушаемая (суггестивная), по ней человек нуждается в поддержке либо конкретными действиями, либо дельными советами и рекомендациями. Информация по этой функции успокаивает человека, вселяет в него уверенность.
Шестая функция - активационная (референтная, оценочная). С помощью этой функции человек определяет, каким должен быть внешний мир, информация по аспекту этой функции активизирует его, побуждает к действию.
Пятая и шестая функции составляют блок СУПЕРИД, по этому блоку человек нуждается в поддержке и коррекции своих действий.
Седьмая функция - ограничительная (наблюдательная), она служит для отслеживания информации по ее аспекту, поступающей извне, следит за излишними проявлениями такой информации.
Кроме того, ограничительная функция срабатывает, если человек чувствует давление, которое вынуждает его защищаться.
Восьмая функция - демонстративная (фоновая), она работает автоматически, постоянно, не заостряя внимания.

Блок, образованный седьмой и восьмой функциями, носит название ИД. Его функции сильно развиты, но реализуются бессознательно.

Последние 4 функции - пятая, шестая, седьмая и восьмая - составляют витальное кольцо, его проявление во многом не осознается.

0

3

Как известно, соционический тип определяется 4-мя дихотомиями (делением на 2 вида) (базис Юнга):

1. экстраверсия-интроверсия,
2. сенсорика-интуиция,
3. логика-этика
4. рациональность-иррациональность

Как показала практика, для верного определения типа определение 4-х признаков часто бывает недостаточно.
Питерский математик Григорий Рейнин используя математические методы доказал, что кроме известного разбиения по 4-м признакам 16 соционических типов можно разбить еще 11-ю способами.

Проще говоря, социон (человечество) делится на половины 15 раз. Определив 4 "своих" половины, можно определить ТИМ.

Перечислю признаки (некоторые описания были выше):

Экстраверсия - Интроверсия

Экстраверсия - экстраверты ориентированы на внешний мир, на объекты и их качества.
Интроверсия - интроверты ориентированы на взаимосвязи, между собой и внешним миром, а также между объектами.

Интуиция - Сенсорика

Сенсорика – сенсорики воспринимают материальную часть мира - вкус, цвет, размер и т.д. Такая информация воспринимается более медленно, но хорошо ими усваивается и сохраняется. С возрастом сенсорики становятся более опытными, "взрослыми".
Интуиция - интуиты лучше воспринимают нематериальную часть мира. Восприятие информации происходит настолько быстро, что это даже не осознается, однако такая информация может не задерживаться надолго в сознании.

Логика - Этика

Логика – логики оценивают мир с точки зрения правил, логических связей.
Этика – этики оценивают мир с точки зрения чувств, эмоций, переживаний своих и других людей.

Статика - Динамика

Статика – статики воспринимают действительность как набор статических картинок (слайдов), которые могут быть не связаны непрерывным потоком изменений.
Динамика - динамики воспринимают действительность как последовательность событий.

Позитивизм - Негативизм

Позитивизм - позитивисты, оценивая ситуацию, выделяют те качества, которые в ней присутствуют. Например: "Погода хорошая, небо ясное".
Негативизм - негативисты при оценке ситуации выделяют те качества, которые в ней отсутствуют. Например: "Неплохая погода, на небе - ни облачка".

Квестимность - Деклатимность

Квестимность - квестимы в разговоре склонны к диалогу. Речь квестима "многотональная", в ней перемежаются вопросительные и утвердительные интонации, рассказывая о чем-либо они могут задавать вопросы и сами же на них отвечать. Склонны отвечать вопросом на вопрос.
Деклатимность - деклатимы склонны к монологу. Их речь обычно звучит в одной тональности.

Тактика - Стратегия

Тактика - для тактика важен путь, движение, последовательность его шагов и действий, при этом цель ставится неосознанно и может корректироваться.
Стратегия - для стратега важна цель, желаемое состояние. При этом путь к ее достижению выбирается неосознанно, и может меняться.

Конструктивизм - Эмотивизм

Конструктивизм - конструктивисты получают из внешнего мира фактическую информацию. Общаясь с человеком стараются избежать "эмоциональной подстройки" под его состояние. Для того чтобы пережить какие-либо эмоции склонны возвращаться к событию или месту, где они были вызваны, например, могут по нескольку раз перечитывать одну и ту же книгу.
Эмотивизм - эмотивисты стремятся получить из внешнего мира новые эмоциональные впечатления. При общении с человеком стараются ввести его в нужное эмоциональное состояние, либо самим подстроиться под состояние собеседника.

Рациональность-Иррациональность

Рациональность – рационалы воспринимают мир согласно выработанному поведенческому сценарию. Они нуждаются в раскачке, с трудом реагируют на внезапно изменившуюся обстановку, стремясь в этом случае сначала дать ей оценку, а потом воспринимать.
Иррациональность – иррационалы воспринимают внешний мир непосредственно, без предварительной оценки. Легко ориентируются и подстраиваются к изменяющейся обстановке.

Процесс - Результат (Правые - Левые)

Процесс (правые) - эти люди не осознают себя отдельно от процесса, стремятся каждый процесс доводить от начала до конца не прерываясь. Максимально концентрируют свое внимание на процессе, с трудом отключаются от него и с трудом включаются в прерванный процесс.
Результат (левые) - Легко занимаются несколькими делами одновременно, переключаясь с одного на другое. Им сложно оценить насколько успешен процесс, поэтому они склонны подводить промежуточные итоги.

Уступчивость - Упрямость

Уступчивость - уступчивые, реализуя свои интересы, объективно оценивают все необходимые для этого ресурсы и в случае нехватки ресурсов могут отказаться от какой-то части своих интересов. В совместных делах могут "давать фору" партнеру, рассматривать встречные предложения.
Упрямость - упрямые для реализации своих интересов и намерений изыскивают любые возможные ресурсы.

Беспечность-Предусмотрительность

Беспечность - попадая или планируя новую ситуацию, используют только ту информацию, которая присутствует в этой ситуации, не опираясь на свой опыт. Считают, что все предусмотреть невозможно.
Предусмотрительность - в новой ситуации предусмотрительные предпочитают использовать весь свой опыт, в т.ч. и не относящийся к конкретной ситуации. Стремятся заранее предусмотреть ситуацию.

Рассудительность-Решительность

Рассудительность – для рассудительным нормальным состоянием является расслабленность, мобилизуются для выполнения какого-либо дела непосредственно в момент начала дела. Им иногда бывает трудно мобилизоваться без внешнего стимула. Наиболее важным этапом любого дела считается процесс его обдумывания и обсуждения. Рассудительные ценят в работе физические условия и комфорт, могут отказаться от выполнения какой-то работы, если эти условия не на уровне, удовлетворяющем их.
Решительность – решительные всегда находятся в состоянии мобилизации, наиболее важным этапом считают момент принятия решения. По окончании дела им бывает трудно расслабиться без участия других людей или каких-то дополнительных стимулов, например, вечеринки по случаю окончания дела. Ценят в работе результат и могут ради этого поступиться удобством и комфортом.

Веселые - Серьезные (Субъективизм - Объективизм)

Веселые (субъективизм) - В своих суждениях веселые опираются на то, что в любой ситуации нет единственно правильного варианта решения, склонны проводить дополнительную "сверку понятий", предполагая, что под одним и тем же словом разные люди понимают разные вещи. Веселые быстро могут сблизить психологическую дистанцию, минуя постепенные этапы сближения: знакомство, обмен информацией друг о друге.
Серьезные (объективизм) - серьезные предполагают наличие общих объективных закономерностей, не зависящих от субъективных мнений. Для сокращения психологической дистанции серьезным необходимо знать имя человека, какую-то другую характеризующую его информацию.

Аристократизм - Демократизм

Аристократизм - аристократы воспринимают человека как представителя какой-либо группы, класса, они часто используют такие выражения как "типичный представитель", "все они такие" и т.д.
Демократизм - демократы воспринимают человека через его индивидуальные качества, отношение к человеку у демократа не базируется на его принадлежности к какой-либо группе.

0

4

Помню, где то находил тест на определение соционического типа. Я - Достоевский, этико-интуитивный интроверт :)

0

5

Замечательная подборка! :)
Выяснила по ходу прочтения, что я с М. Горьким оказывается одной крови )) и отношусь к миру Я+ Вы+ :)

0

6

Votan написал(а):

Я - Достоевский, этико-интуитивный интроверт

мы с тобой одной крови))
Потому-то мне и не нравится вся эта рациональная фигня))))), только по течению (как великий Зе завещал). Имеется ввиду - по течению вариантов, когда видишь первые шаги, а вот как лучше дальше  - это по ходу выяснится. Никакого контроля и хватки - плана до самого конца. Определяю, что нужно и зачем и...
Это еще удобно, когда нет известности КАК наперед, не известны все обст-ва и пр. А по ходу продвижения, течение/Вселенная/на ваше усмотрение подкидывает наиболее эффективные и быстрые пути приближения к результату (чем если бы сама все рационально расписала изначально, не зная как оно будет дальше). Это так я, один из описала)).

Sam-novi написал(а):

Выяснила по ходу прочтения, что я с М. Горьким оказывается одной крови )) и отношусь к миру Я+ Вы+

Мне неспроста ТС по духу. Вероятно, этим нашим складом все определ-ся. Вам с вашим типом, что именно  ваше/ближе всего из лит-ры (пси/эзо имеется ввиду)?

Sam-novi написал(а):

и отношусь к миру Я+ Вы+

У меня не бывает чистого типа, но условно-преимущественно можно тоже самое поставить. Все зависит от обстоятельств, декораций)), моего отношения и восприятия в конкретном случае.

0

7

Алена написал(а):

Вам с вашим типом, что именно  ваше/ближе всего из лит-ры (пси/эзо имеется ввиду)?

Эзо со мной вообще плохо сочетается, никогда не интересовалась. Зеланд ваш первый будет ), начала читать про ТС... куча мыслей, я их вам потом выскажу, не переживайте, кое с чем не согласилась, но кое-что очень понравилось. А так меня больше привлекает научный подход, во всех вопросах, в т.ч. психологии. Кое что читала, в частности про психотипы, даже Фрейда как-то пробовала освоить, но не пошел. ))

0

8

Вот и подтверждение, что логико-сенсорный типаж))). Эзо - как мое имхо, потому-то и важно, что это было как возвращение к себе. Эмоционально-чувственно-интуитивный план - он для меня первичный, т.е. важно дабы по душе жизнь была и никак иначе)). За это и боролась)). Все две стороны медали имеет и дабы прийти/вернуться к своему, меня тоже "направили" к научной лит-ре. Т.е., как на батарейках "+" и "-". Нельзя что-то одно выбрать,.... ну так было.
Подобной типологией в школе интересовалась лишь (сейчас лишь вспомнила), Фрейд тоже не пошел (извра...))

0

9

Структура приоритетов. Функциональные установки в психософии

Все функции структуры приоритетов человека можно разделить на:

1. Высокие и Низкие. Высокие (1-я и 2-я) функции - являются более важными в структуре приоритетов, чем низкие (3-я и 4-я).

2. Результативные и процессионные. Результативные (1-я и 4-я) функции - это те, по аспектам которых для человека важен результат, а не процесс их выработки. По результативным функциям человек не настроен на диалог, он не любит рассуждать по аспектам этих функций. Процессионные (2-я и 3-я) функции - настраивают человека на диалог по соответствующим аспектам, поиск собеседника, обсуждение.

3. Доминирующие и подстраивающиеся. По аспектам доминирующих (1-я и 3-я) функций человек склонен игнорировать и недооценивать потребности и интересы окружающих. По аспектам подстраивающихся (2-й и 4-й) функций - он ищет согласования с интересами и потребностями своего окружения.

Первая функция (Я+ Вы-) - "Молот". Она является для человека самой важной в списке его приоритетов. Она избыточна, по ней человек не нуждается в чьем-либо мнении.

Вторая функция (Я+ Вы+) - "Река". Вторая по важности. Это самая гармоничная функция в структуре приоритетов, она не является ни избыточной, ни недостаточной. По ней человек настроен на диалог с окружением.

Третья функция (Я- Вы-) - "Язва". Представляет собой зону проблем. По аспекту этой функции человек не испытывает уверенности в себе, и нуждается в постоянной поддержке со стороны окружения.

Четвертая функция (Я- Вы+) - "Пустячок". Определяет аспект, являющийся самым незначительным для человека в структуре его приоритетов.

0

10

Вот интересно еще, насколько психологический тип человека определяется врожденным, а на сколько условиями существования? Может ли к примеру Я+Вы+ со временем превратиться в Я+Вы- или сдаться и опуститься до Я-Вы+... Как вы считаете (вопрос всем) насколько сильно вас изменила жизнь?

0

11

Тяжкий вопрос)). Возможно, вообще еще до рождения предопределенность есть.
Если по себе судить, мне кажется, врожденное - более первично. Какие бы там условия ни были - константу твою они слабо меняют. Но у меня и условия существования полностью усиливали темперамент. Возможно, внешнее лишь отражало внутреннее. Изменить было бы крайне трудно, нереально практически. Это я про детство больше, когда формируется и закладывается все.
Может быть всякое)). Но наверное, больше меняются на противоположность, радикальную.Так проще и закономернее. Или какой-либо выход находят, тоже достаточно радикальный. А так, все сами собой остаются, изменить себя трудно.  Просто жизнь воспитывает "слабые" места и именно их и меняют (не обязательно осознанно).
Ну почему опуститься до Я-Вы+? М.б., же авторитет)) и чел. не обязан во всем разбираться всегда досконально. Хотя, если речь о доминантной линии...
Третья форма по-моему более "плохая", чем четвертая, если делить их так.
У каждой есть плюсы/минусы из этих 4-х.  Ну эт я так, как хамелеон (в рамках этих 4-х) говорю. Знаю чего хочу, приоритеты есть - это константа, а получается по жизни они все, в зависимости от обстоятельств.

Умея определять психотипы, мы узнаём о себе и окружающих так много, что после этого может возникнуть вопрос: а есть ли в нас что-нибудь еще? Большинство межличностных конфликтов, не допониманий, недовольства собой и окружающими случается из-за того, что каждый из нас обладает определенными способностями и по-своему расставляет приоритеты. Причем делаем мы это неосознанно – просто потому, что нам «так удобно».

Изучив психософию, мы понимаем, что все люди действительно разные, и начинаем видеть, в чем именно. Понимание этой разницы позволяет нам стать в полной мере самими собой и не приклеивать к себе чужие шаблоны.

Отредактировано Алена (2013-01-16 19:43:30)

0

12

Sam-novi написал(а):

Как вы считаете (вопрос всем) насколько сильно вас изменила жизнь?

Для этого надо долго прожить на белом свете, чтобы что-то сказать. Но мне кажется, что я вообще не изменился. Менялось видение окружающего мира и себя, но стремления и цели остались прежними. Просто изменилась их внешняя окраска, форма

0


Вы здесь » СУМРАЧНЫЙ ФОРУМ » Сумеречная зона » Психософия и соционика