Психософия (Психе-йога, психейога, типология Афанасьева) - это типология, созданная А.Ю.Афанасьевым на базе соционики, которую он по-своему интерпретировал. В отличие от соционики, которая исследует структуру человеческой психики, психософия изучает сферу приоритетов человека, его собственные представления о своем внутреннем мире и своих возможностях.
Согласно психософии, всю сферу человеческого бытия можно условно разделить на 4 аспекта -
Физика (материя),
Логика (знания) ,
Эмоция (эмоции, предчувствия), и
Воля (цель).
Короче говоря, это приоритеты человека. Определяя их место (1, 2, 3, 4), можно составить комбинацию, определяющюю тип.
По каждому аспекту у любого человека возможна одна из установок сознания (прим. - введено Василенко А.Э.), характеризующая отношение к себе и к окружающим по каждому из аспектов: принятие, или непринятие. Принятие обозначается знаком "+", непринятие - знаком "-". Таким образом, установки сознания по каждому из аспектов бытия могут существовать в одной из четырех форм:
1. Я+ Вы- "Мое мнение - единственно верное, вашего мнения не существует.
2. Я+ Вы+ "Я оставляю за собой право думать так как я считаю нужным, ваше мнение я тоже учитываю"
3. Я- Вы- "Я не уверен в себе, но и ваше мнение вызывает у меня сомнение"
4. Я- Вы+ "Я не разбираюсь в этом и полностью принимаю ваше мнение".
Комбинирование различных вариантов установок по каждому аспекту бытия дает нам 24 варианта типов в психософии (ПС-типов), обозначающиеся буквенными аббревиатурами (в зависимости от порядка каждого аспекта в его структуре) и псевдонимами.
Каждый аспект встает на свое место и обретает свою характеристику. Предлагаю вашему вниманию аспект Воля:
Воля (цель) - это некоторая сила (сила духа, желание), которая приводит в движение все остальные аспекты бытия.
По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
1-я Воля. Царь.
Один из признаков носителя первой воли - абсолютная уверенность в правомочности своих желаний. При этом Царь четко различает, где его настоящее желание, а где - мелочь, пустяк. В любом деле Царь ориентируется только на свои собственные желания. Чужие желания и их противоречие со своими желаниями обладателю первой воли не мешают, он не рассматривает их как нечто, заслуживающее внимания. Чужие желания - это просто некий набор условий, которые нужно учитывать при реализации своих собственных. По мнению Царя, нет таких ситуаций, которые могут помешать исполнению его желаний, более того, сам факт наличия какого-либо желания говорит о том, что оно выполнимо.
2 Воля. Дворянин.
Реализуя свои желания, представитель второй воли всегда учитывает желания окружающих. Дворянин всегда интересуется желаниями окружающих и старается найти разумный компромисс, если эти желания вступают в противоречие с его интересами. Во всех своих делах Дворянин стремится к тому, чтобы, по возможности, ничьи права не были ущемлены, в том числе и его собственные. Дворянин всегда готов уступить (в разумных пределах), либо обсудить возникшее противоречие и найти способ, чтобы достичь компромисса. По его мнению есть некоторый предел, в рамках которого нет ничего невозможного, и границы возможного им четко осознаются. Дворянин никогда не навязывает своих желаний другим, но наоборот, желает помочь окружающим определиться со своими собственными желаниями и настроен на диалог, чтобы помочь им разобраться в себе.
3 Воля. Мещанин.
Свои желания представителем третьей воли осознаются плохо. Он может фантазировать на тему "чего бы я хотел", но не сделает и шага в выполнении хотя бы одного своего желания, а если ему указать на это, упрекнув тем самым в непоследовательности, он может обидеться. При этом Мещанину свойственно ощущение, что его собственные желания и его права никем не учитываются. А поскольку четкого определения, что это за "права", и где находятся их границы, Мещанин не имеет, подобное противоречие доставляет ему множество страданий. Когда у него возникает чувство, что его в чем-то "ущемили", Мещанин способен возмущаться и "добиваться справедливости". Или же он будет молча страдать в сторонке, если не уверен, что имеет право возмущаться, или будет копаться в себе и убеждать себя, что это ему просто показалось. По этой причине Мещанин нуждается в активном диалоге окружающих в вопросах его собственных прав и желаний. Ему необходимо, чтобы они демонстрировали постоянную готовность согласовывать свои желания с его желаниями, и тем самым подталкивали его к осознанию этих желаний, придавали ему уверенность в том, что он имеет на это право, в этом случае, он перестает ершиться и "капризничать" и оказывается, что в сущности Мещанин - довольно покладистый человек, способный идти на компромиссы.
4-я Воля. Крепостной.
Для представителя четвертой воли свои собственные желания - нечто не принципиальное. Нельзя сказать, что он совсем ничего не хочет. Он, может быть и хочет чего-то, только ему удобнее, чтобы кто-нибудь другой захотел того же самого, и начал действовать. А если такого человека рядом нет, то носитель четвертой воли может очень долго тянуть с реализацией своего желания, более того, он даже может никогда никому не сказать, что он чего-то хочет. Может показаться, что Крепостной, как лист носимый ветром, ведется на желания окружающих, и в какой-то мере это так и есть, если его вышестоящие функции не вступают в противоречие с чужими желаниями. Главное, чтобы эти желания были высказаны четко, ясно и, желательно, без вариантов и обсуждений. Очень часто Крепостной является фаталистом, по его мнению, от его собственной воли мало что зависит. Он старается выбирать себе в окружение людей, целеустремленных в исполнении своих желаний, к реализации которых ему нужно просто присоединиться.
Другие аспекты:
Физика
Физика (материя) - это совокупность всех предметов, существующих в материальном мире, их физический свойства и характеристики, манипулирование объектами.
В зависимости от положения физики в структуре приоритетов человека, его можно отнести к одной из условных групп:
1-я Физика. Собственник.
Во всех вопросах материального мира Собственник ориентируется только на свои собственные вкусы и потребности. Весь материальный мир делится для первой физики - на "мое" и "не мое". Все "мое" полностью находится во власти Собственника. Он не умеет подстраиваться под физические потребности других людей. Если какая-то вещь, которую Собственник считает "не своей", попадется ему под руки, он может ее просто не заметить, и в результате - поломать или испортить, т.к. она для него как бы не существует и не представляет никакой ценности. Обладатель первой физики не любит нести ответственность за "чужое". Со "своими" вещами (а к ним относится всё, касающееся материального мира - материальные ресурсы, деньги, внешность, физическое самочувствие и т.п.) Собственник обращается аккуратно и так, как он считает нужным. Его невозможно убедить изменить свое мнение о том, каким образом обращаться с "его" материальным объектами. Он с трудом меняет свои привычки, и делает это только по собственному разумению, его можно назвать лентяем и сибаритом. Все что могут сделать окружающие - это подстроиться под привычки собственника, с тем, чтобы не мешать ему реализовывать свои физические потребности.
2-я Физика. Труженик.
Область материального мира - это та сфера, где Труженик может проявить себя. Труженик - трезвый и практичный человек, крепко стоящий на ногах. Всю свою жизнь Труженик совершенствует свои навыки в различных прикладных областях, оттачивает различные технологии, повышает квалификацию. Обладатель второй физики способен помогать окружающим в их взаимодействии с материальным миром ради собственного удовольствия. Труженику доставляет удовольствие разбирать все детали, мелочи, из которых складывается жизнь, давать советы, принимать активное участие в материальной жизни близких ему людей. В тоже время он не забывает и о своих собственных потребностях, умея получать физическое удовольствие и приспосабливаться к любым условиям, обеспечивая и себе и окружающим его людям физический комфорт. Однако если советы Труженика игнорируются, или, еще хуже, критикуются окружающими, это его обижает.
3-я Физика. Недотрога.
В вопросах материального мира носитель третьей физики чувствует крайнюю неуверенность, даже если она не имеет под собой оснований. Недотрога от природы очень мнительный в вопросах, касающихся его здоровья, внешности, физических ощущений. Недотрога делит весь материальный мир на "мой" и "не мой", однако в границах этого разделения он постоянно не уверен, что доставляет ему дискомфорт. И если в вопросах собственного физического тела их еще можно четко определить, то где начинаются и заканчиваются границы его собственных материальных ресурсов, ему определить сложно. Он не любит чужих прикосновений к себе и к своим вещам. Недотрога часто испытывает страх нехватки материальных ресурсов (денег, вещей, здоровья и т.п.), что может сказаться на его самочувствии, он может периодически впадать в уныние от "неуверенности в завтрашнем дне", становиться скрягой, делать запасы, экономить. Он нуждается в активном участии окружающих в своем материально благополучии. Людям, которым он доверяет, Недотрога может пожаловаться на проблемы со здоровьем, нехватку денег, и ему бывает достаточно просто выражения уверенности в том, что все в порядке, чтобы перестать беспокоиться по этому поводу. Недотроге порой и самому хочется стать авторитетом в вопросах физической сферы - он активно осваивает различные ремесла, рукоделия, охотно берется за решение хозяйственных вопросов, однако от подобной ноши он очень устает, хотя и не решается в этом признаться. На каждое свое действие он ждет одобрения - вкусно ли то, что он приготовил, удобно ли он все устроил, выгодно ли его решение и т.п. Людей, которые оказываются невнимательными к его материальному благополучию, Недотрога старается не обременять своими проблемами, а тех, кто упорно не замечает его потребностей, или даже действует в ущерб им - боится и избегает.
4-я Физика. Лентяй.
В вопросах физической сферы обладатель четвертой физики сам по себе способен удовлетворяться необходимым минимумом, который, в свою очередь зависит от мнения его окружения по этим вопросам. Лентяя можно назвать лентяем в прямом смысле лишь в том, что ему лень определять уровень своих собственных материальных потребностей, и уж тем более ему неохота думать об этом за других. Ему проще, чтобы окружающие сами решали, без его участия, что конкретно им нужно в материальном плане - необходимый им уровень комфорта, обеспеченности и т.п., а он уже, в свою очередь, готов поддержать их, и, по возможности, помочь в реализации этих потребностей. Он будет выполнять их запросы и требования, лишь бы ему сказали, что конкретно нужно сделать и чем он может помочь. Что касается своих собственных материальных потребностей, то они определяются авторитетными для него людьми, при условии, что эти потребности не входят в противоречие с вышестоящими функциями. Он не любит рассуждений на тему быта, физического здоровья и благополучия, эти вопросы, по его мнению, должны быть один раз определены и поддерживаться на должном уровне без лишних разговоров.
Логика
Логика (знания) - это продукт деятельности человеческого разума: идея, понятие, знание, а также сам процесс оперирования абстрактными идеями и понятиями.
По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
1-я Логика. Догматик.
Особенность носителя первой логики - уверенность в своей правоте. Если это человек умный, то подобная уверенность, как правило, рождается не на пустом месте: прежде чем сформировать собственное мнение, он вначале собирает информацию, а уж потом формирует свое собственное. Вот почему попытки же оспорить его мнение позволяют посчитать спорщиков "людьми неумными", и искренне удивляться, как можно не понимать очевидных вещей. Догматик любит поговорить на интересующую его тему, и послушать, что скажут другие умные люди, чтобы в процессе обсуждения сформировать свое мнение, и не любит спорить только для того, чтобы доказать свою правоту. Он не любит длинных рассуждений, допущений и прочих риторических приемов, целью которых является подвести слушателей к принятию его точки зрения. Так же ему неинтересны чужие рассуждения, целью которых является доказать ошибочность его собственных суждений - он ведь уверен в их правильности, поэтому попытки его переубедить кажутся ему глупыми и смешными, а если оппоненты ведут себя слишком активно, это может его раздражать. Догматика отличает способность к точным и лаконичным формулировкам, при этом он не любит доказывать их точность и нервничает, если его пытаются вынудить это сделать. Если же Догматику приходится признавать ошибочность своих убеждений, это может серьезно его расстроить, вплоть до депрессии и ощущения "что жизнь не удалась".
2-я Логика. Ритор.
Обладателю второй логики доставляет удовольствие процесс построения логических цепочек и доказательств. Ритора смешат догматические, безапелляционные высказывания , поскольку он понимает, что доказать можно все что угодно, чем он, собственно иногда и занимается, просто ради забавы - сначала докажет одно, а потом, опираясь на те же самые факты - противоположное. Именно поэтому он никогда не принимает на веру ничьих логических убеждений. Ему нравится рассуждать и участвовать в чужих рассуждениях, он охотно может ввязаться в спор, просто ради спора, чтобы иметь удовольствие лишний раз поиграть доказательствами, при этом он может даже помогать своим собеседникам, запутавшихся в собственных логических цепочках, поскольку его целью в споре не является доказательство собственной правоты. Единственное, что его может серьезно задеть - это пренебрежение к его логическим способностям и нежелание его слушать.
3 Логика. Скептик.
Скептик крайне придирчиво рассматривает логичность и последовательность в любых умозаключениях. Причем бывает, что за этим разбором он не успевает, или не способен оценить сам результат этих умозаключений, и бывает, что действительно ценная и стоящая информация, или мнение отбрасываются Скептиком как не стоящее его внимания только по той причине, что под эту информацию не была подведено достаточно убедительное и стройное логическое объяснение. Сам скептик догадывается об этом своем качестве и поэтому невольно в любых рассуждениях ждет подвоха: "Где же его ждет логическая ловушка?". Скептик очень болезненно воспринимает критику своих убеждений и умственных способностей, он крайне неохотно отказывается от своего мнения, даже если подспудно чувствует его несостоятельность. Переубедить Скептика можно только постепенно подробно обосновывая иную точку зрения, разбив процесс убеждения на несколько промежуточных этапов, каждый раз проверяя, все ли он понял и принял. Чувствуя свою неуверенность, он иногда отказывает что-либо логически обосновать, т.к. ему страшно ошибиться в логической цепочке. Однако чаще он все же ввязывается в спор, и получает большое удовольствие, разбив своими логическими доводами противника в пух и прах, впрочем, даже не смотря на победу, его гложут по этому поводу сомнения, и Скептик нуждается в авторитетном подтверждении своей правоты, желательно с подробным разбором его логических выкладок.
4-я Логика. Школяр.
В сфере логических убеждений Школяр ориентируется не на процесс их выработки, а на результат - сами убеждения. Логически выкладки интересуют его не сами по себе, а только в применении к жизни. Абстрактые умозаключения ему не интересны. В течение жизни носитель четвертой логики обрастает людьми, которые симпатичны ему по каким-либо причинам, и если они способны кратко и четко изложить свое мнение по интересующим Школяра вопросам, то такие люди становятся для него "авторитетами", к чьему мнению Школяр обязательно прислушивается. Получив новую информацию от такого человека Школяр сначала выслушивает ее, соглашается с ней, а уж потом осмысливает, оценивает, насколько она применима к жизни согласно его вышестоящим функциям, и если он не ошибся в выборе "авторитета", то в очередной раз находит подтверждение правильности высказанной мысли. Представителю четвертой логики бывает лень что-то логически обосновывать, проще отослать собеседника к тем же "авторитетам", которые по его мнению довольно ясно все изложили. Порой ему бывает неудобно, если "авторитетов" несколько, и они между собой не согласны в некоторых логических нюансах, которые Школяру различить довольно трудно. Однако, уже если Школяр взял на себя труд что-то сформулировать, то это будет сделано очень четко и максимально емко.
Эмоция
Эмоция (эмоция, предчувствия) - это способ познания мира без материального контакта с ним. Чувства, эмоции, предчувствия, личные переживания субъекта.
По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
1-я Эмоция. Романтик.
Носитель первой эмоции настолько поглощен своими собственными эмоциями, что не способен замечать эмоции окружающих его людей. Романтика отличают бурные (порой даже чрезмерно) реакции на происходящее. Он не оценивает, насколько уместно проявление тех или иных чувств, поскольку считает, что любая его реакция - совершенно естественна. Загоревшись какой-то идеей, Романтик не может от нее отвлечься, ему необходимо полностью перегореть, доведя свои переживания до пика. По мнению Романтика, только он имеет право определять, какие эмоции уместны или неуместны в той или иной ситуации, и что должны при этом испытывать остальные люди. Если он встречается с обратным, если окружение игнорирует его эмоциональное состояние, он может обидеться, увеличить дистанцию с этими людьми, посчитав их бесчувственными и невнимательными.
2-я Эмоция. Актер.
В своих эмоциях Актер нацелен на окружение. Его эмоции всегда будут адекватны фактам, которые их вызвали. Он легко перевоплощается, не зацикливается на своих эмоциях. Может показаться, что у Актера нет своих собственных чувств, однако это не так, представитель второй эмоции настроен на корреляцию своего эмоционального состояния с его уместностью в ситуации, а также с эмоциями окружающих. Более того, он помогает окружающим справиться со своими негативными эмоциями, в нужный момент подхватывая их, и плавно и незаметно для окружающих их корректируя, выравнивает эмоциональных фон по своему усмотрению.
3-я Эмоция. Сухарь.
Отличительная особенность представителя третьей эмоции - желание контролировать свои и чужие эмоции с неспособностью это сделать. Сухарь крайне беззащитен перед эмоциональной атакой. Попав в ситуацию эмоционального давления, он способен совершенно потерять над собой контроль, будет ли он в этот момент холоден, замкнется в себе, или впадет в истерику - его поведение не будет адекватно ситуации. В такой ситуации сухарь становится совершенно беззащитным перед насмешками. И хотя он чувствует свою уязвимость, он абсолютно не способен защитить себя. Сухарь не уверен в своих эмоциональных оценках и переживаниях, и поэтому нуждается в непрекращающейся ненавязчивой эмоциональной поддержке, внимании к его собственным чувствам, постоянном ненавязчивом убеждении его в том, что все хорошо, что он - хороший, он нравится окружающим, не кажется им смешным, что он адекватен в своих эмоциях.
4-я Эмоция. Зевака.
Для Зеваки свои собственные эмоции имеют очень мало значения. Он не уверен ни в "правильности" своих эмоций, ни в самом факте их существования. Однако эмоциональные люди его привлекают. Зевака способен заражаться чужими эмоциями: улыбаться, когда вокруг все улыбаются, или грустить, когда окружающие грустят. В то же время его могут раздражать попытки "вникнуть в его эмоциональное состояние" и подстроиться под него, для Зеваки это может показаться неискренностью. Носитель четвертой эмоции полностью зависим в своих эмоциональных оценках от мнения окружающих, особенно если эти оценки хорошо сочетаются с его мнением по вышестоящим функциям, со временем он нарабатывает готовые шаблоны таких мнений по вопросам человеческих отношений, нравственности, характеристикам тех или иных произведений искусства и т.п., которые он, впрочем, легко может изменить, поскольку сами по себе они для него не являются принципиальными.