Один английский ученый девять лет кряду выяснял, почему, когда он щекочет себя сам, ему нисколечко не щекотно

Звать этого чудака Дэниел Вольперт, а работает он в лондонском University College. Собственно, сам он никого не щекотал, если верить пересказу его исследований в последнем выпуске Scientific American. Это мы тут написали, чтобы привлечь внимание читателя, хотя о щекотке речь тоже пойдет.

Еще в 2003 году Вольперт поставил вот какой опыт (пересказываем упрощенно). Двоих испытуемых сажали за несложную установку, с помощью которой они могли, грубо говоря, обмениваться пинками. Правило было простое: отвечай пинком точно такой же силы, какой сам только что получил. Все по-честному вроде бы, да только ничего у них не получалось: пинки становились все сильнее и сильнее, так что уже на пятом круге их невозможно было терпеть (от 50 грамм очень скоро сила удара увеличивалась до полкило, а это уже больно). Испытуемые даже заподозрили, что их обманывают, точнее, что их партнер получил тайное указание каждый раз удваивать силу удара.

Не верите доброму психологу? Пожалуйста, изменим опыт. Теперь вместо партнера у вас будет машина, которая возвращает вам удар в точности такой же силы, какой вы только что ей нанесли. Но и с машиной результат был тот же! Сила ударов возрастала! Похоже, все испытуемые недооценивали силу собственных пинков по сравнению с теми пинками, которые получали извне.

Ага! — догадались ученые. Наверное, наш мозг так устроен: он как-то отфильтровывает те ощущения, которые вызваны нашими собственными действиями. Он недооценивает их по сравнению с воздействием внешних факторов!

И вот тут, наконец, в дело вступает щекотка: именно поэтому, получается, мы не можем сами себя пощекотать. То есть можем, но получается нещекотно. Мозг напрочь отказывается обрабатывать эти нервные импульсы и отдавать команду на дурацкое хихиканье и подергиванье: какой в этом интерес, если это вы сами все подстроили? Если просканировать мозг человека, который сам себя щекочет, сразу видно, насколько меньше возбуждаются соответствующие области коры по сравнению с настоящей щекоткой вдвоем. It takes two to tango.

Но ученый был бы совсем уж фриком, если бы на этом выводе и остановился. Вместо этого он задал себе вопрос: ведь не все люди хорошо умеют отличать то, что они сами себе придумали (например, пощекотать себя или пнуть специальный прибор), от непредсказуемых происков внешнего мира (например, получить щекотку от друга или ответный пинок от прибора)? Лучший пример тому — диагностированные шизофреники. У них бывает даже так, что он сам себя погладит по щеке, а ему кажется, что его гладит покойная бабушка. Специалисты утверждают, будто самые ярые шизики даже и щекотать сами себя могут.

Сказано — сделано: посадил доктор Вольперт за свой прибор больных с диагнозом «шизофрения», заставил пинать друг друга, а потом и бездушную машину. И увидел совсем другой результат: статистически сила пинков возрастала гораздо медленнее. То есть шизофреники лучше дозировали усилие (потому что гораздо хуже различали, где результат их собственных действий, а где что-то другое, подлинное).

Но и на этом не остановился циничный экспериментатор. Он задумался: шизофрения, конечно, распространенная психическая болезнь, но если бы мы все, здоровые люди, умели всегда отличать объективную реальность от того, что происходит внутри нашей собственной головы, мир был бы намного счастливее и уютнее. И тогда (уже в этом году) ученый поставил последний эксперимент.

Он опять набрал испытуемых (самых обычных, не шизофреников), но перед веселой игрой в пинки заставил ответить на несколько вопросов. Вопросы в том числе были и такие:
Вы когда-нибудь ощущали, что вы в некотором смысле избраны Богом?
Вы часто подозреваете, что ваш супруг вам не верен?
Было ли с вами такое, чтобы вы на расстоянии почувствовали мысли другого человека?

И тому подобные штуки. Четверть испытуемых ответили на какие-то из этих вопросов утвердительно. А теперь — пожалуйте играть в пинки! Как и следовало ожидать, у избранных Богом рогоносцев с задатками телепатии играть получалось гораздо лучше, чем у тех, кто ни в чем таком не замечен. То есть их мозги действительно хуже справлялись с задачей отфильтровать из потока ощущений те, которые вызваны собственной волей.

Таким образом, не одни лишь шизофреники в принципе могут сами себя пощекотать и насладиться ощущениями. Каждый, у кого есть миссия в этом мире, то есть каждый, кто способен перепутать реальность с собственной выдумкой, успешно обмануть себя насчет себя самого, может в принципе сам себя щекотать. Или лучше сказать наоборот: очень маленькая разница в работе мозга, конкретно, в его умении «ослаблять» ощущения, вызванные решениями собственной воли, приводит к очень большим подвижкам в восприятии мира и себя в этом мире.

В итоге можно незаметно для себя превратиться в крайне неприятного типа, даже в спасителя мира.

Пощекочите себя и убедитесь, что с вами это пока не происходит.