Ӱярня – древнейший праздник, приуроченный к проводам зимы и встречи весны. Он напоминает русскую масленицу и может длиться до двух недель.

Ӱярня в прошлом была связана с зимним солнцеворотом, но обряды по смыслу относились к весенним. В его основе находился аграрный культ. Обряды были направлены на пробуждение природы и возрождение плодородных сил земли, достижение хозяйственного благосостояния и семейного благополучия.

Праздничные развлечения начинаются в первый день праздника в понедельник рано утром с катания с горы ӱярня курык (масленичная гора). Катанию с горы в прошлом придавалось большое значение, по поверью, оно избавляло от болезней, прибавляло силы. Женщины при скатывании с горы рассевали на снегу семена зерновых, конопли, чтобы в будущем получить хороший урожай; скатываясь на предметах быта – корытах, ржаных снопах, надеялись также иметь осенью богатый урожай. Традиционной считалась горка ӱярня кашта. С них скатывались стоя на ногах парами. Катание на лошадях с колокольчиками вокруг деревни совершалось с целью изгнания нечистых сил.

На праздник готовят много масленой еды – блины, колобочки (ӱяча) из овсяного теста, сдобренные сливочным маслом, блюда из молочных продуктов, варят пиво. Обильная еда означает будущее изобилие и достаток в еде. Значительное место в праздничной обрядности занимает прием гостей, хождение в гости. В прошлом во время праздника проводили семейный обряд первый йӱмаш – в гости к своим родителям приезжали недавно вышедшие замуж дочери со своими мужьями и их родителями.

В последний день праздничной недели проводится обряд прощания с Ӱярня. Собрав накопившийся за праздничные дни мусор, закрепив на шесте ржаной сноп, сжигают с криком “Ӱярня каен!” (масленица ушла). Парни и девушки прыгают через костер. Зола разбрасывается по полю.

В языческих обрядах участвуют также и православные марийцы. К слову христианская пасха празднуется и язычниками. Она называется Кугече пайрем, и отмечается вместе с представителями Русской православной церкви.